Нина Юрочкина
Познавательно-творческий проект «Люблю тебя, мой край родной!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Люблю тебя, мой край родной!“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький мордвин, и маленький татарин, и маленький русский, и дети других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры — к общероссийской и через нее — к мировой, т. к. общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Однако освоение мировой культуры невозможно без освоения собственной национальной культуры, родного языка, национальных традиций и истории своего народа. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Цель проекта : приобщать дошкольников к культуре нашего региона через использование различных компонентов его культурно-исторического наследия (устное, музыкальное, декоративно-прикладное народное творчество; народные игры и игрушки; праздники; народные традиции и обычаи).
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме проекта; собрать и изучить имеющиеся образцы культурно-исторического наследия нашего народа (фольклор, народные игры, праздники, традиции, обычаи, детскую литературу, произведения музыкального и декоративно - прикладного искусства и т. д.); провести мониторинг образовательного процесса по всем областям с учетом регионального компонента.
2. Обогащать знания родителей об истории и культуре нашего края; обогащать отношения родителей с детьми опытом совместной творческой деятельности; укрепить взаимосвязь с родителями воспитанников.
3. Создать условия для восприятия детьми целостной картины мира; расширять и углублять имеющиеся представления о культуре, истории и жизни русского, мордовского и татарского народа; Знакомить со знаменательными событиями в истории нашего народа; повышать познавательную и речевую активность детей; воспитать достойного человека и будущего гражданина России.
Вид проекта :
По количеству участников: коллективный;
По контингенту участников: дети средней группы;
По направленности: региональный;
По характеру деятельности: познавательный
По продолжительности: долгосрочный
Содержание проекта :
Блоки:
1 .«Саранск — столица Мордовии»
2. «Знаменитые наши земляки» (художники, композиторы)
4. «Мы так похожи друг на друга»
5. «Пришла коляда накануне Рождества»
6. «Мордовия спортивная»
7. «Жаворонки. Встреча весны»
8. Викторина: «Вот он, мой край родной»!
Работа с детьми.
Работа с родителями Месяц
«Саранск — столица Мордовии»
«Самые красивые места, достопримечательности родного города»
рассматривание иллюстраций (фотографий) о городе. Выпуск стенгазеты «Мы живем в городе Саранск».
Прогулки по городу. Фото - выставка «Любимое место в моем городе»
Октябрь
«Знаменитые наши земляки» (художники, композиторы)
Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.
Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя. Экскурсии в музеи города.
Ноябрь
«Мы так похожи друг на друга» Дидактические игры. «Подбери наряд для куклы», «Сложи узор»
Рисование «Мордовский орнамент»;
«Татарский орнамент»; «Русские узоры»; Участие в развлечении.
Пошив одежды для кукол. Декабрь
«Пришла коляда накануне Рождества»
Рассматривание иллюстраций.
Заучивание колядок.
Чтение произведений. Участие в развлечении.
Январь
«Мордовия спортивная»
Дидактические игры «Собери картинку», «Назови виды спорта», «Не ошибись». Фотостенд «Чемпионы Мордовии», спортивный инвентарь; предметные картинки «Виды спорта», «Спортивные принадлежности».
Участие в соревнованиях.
Февраль
«Встреча весны. Жаворонки».
Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, пение песен, беседы о наступающей весне, разучивание плясок, потешек, закличек, поговорок, народных игр, хороводов. Проведение занятия по ознакомлению детей с календарно-обрядовым праздником «Встреча Весны». Участие в развлечении.
Плакаты об охране природы и животных.
Март
Викторина: «Вот он, мой край родной»!
Участие родителей. Апрель
Заключение
Предполагаемые результаты:
- У детей расширятся и углубятся представления об окружающем мире, обогатятся представления об основных общечеловеческих ценностях;
- Сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры; сформируется чувство национального достоинства;
- Повысится заинтересованность родителей к изучению и возрождению национальной культуры родного края.
Таким образом, данный проект дает возможность воспитать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, смело ориентирующуюся в современном мире и готовую жить в согласии и мире со всеми народами.