Наталья Суслова
Познавательно-творческий проект «Книжкины именины» в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Ребенок приходит в этот мир и с самого рождения он слышит от мамы, бабушки потешки, прибаутки. Пальчиковые игры сопровождаются детскими стихами.
Проходит время, и мама знакомит малыша со сказками, вместе они рассматривают иллюстрации в книгах. Книги рассказывают о добре и зле, расширяют кругозор. Но наступает момент, когда на смену книгам приходят мультфильмы, а вместе с ними новые, далекие от сказок, герои. Бесспорно, среди этих героев есть добрые помощники, но достаточно часто встречаются «сражающиеся со всем миром «супергерои».
Публикация «Познавательно-творческий проект „Книжкины именины“ в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Наши дети, смещая приоритеты в сторону «новых героев», теряют связь с художественным словом, забывают сказки. А ведь сказки имеют большое значение в развитии речи детей, в нравственном воспитании, в развитии детской фантазии.
Чтению в детском саду, да и дома, дети предпочитают активные игры, редко вспоминают содержание прочитанных произведений.
Готовясь к дням самоизоляции, мы решили провести проект о книгах, так как есть возможность дистанционного общения с детьми по данной теме.
Цель
Способствовать развитию познавательного интереса к книгам.
Задачи
знакомство с историей возникновения книги, с библиотекой;
знакомство с жанрами детской литературы, с детскими изданиями;
знакомство с детскими писателями, поэтами.
развитие творческих способностей, мышления, фантазии;
развитие связной речи, внимания, памяти.
воспитание у детей бережного отношения к книге, воспитание грамотного читателя;
воспитание у детей навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
Тип проекта
Познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, педагоги, родители.
План работы по проекту
1 день «История книги» (самоизоляция)
1. Просмотр видеофильма «История книги» (из серии «Шишкина школа»).
2. Чтение взрослыми детям детских книг из семейных библиотек «Моя любимая книга».
3. Рисование «Мой любимый герой».
2 день (самоизоляция)
1. Консультация для родителей «Как превратить чтение в удовольствие».
2. Фотоотчёт «Моя любимая книга» и рисунок «Мой любимый герой».
3 день «Книжкин дом» (самоизоляция)
1. «Где живут книги?». Мультфильм Домики- Библиотека — серия 50.
2. Мультфильм «Как научить крокодила хорошим манерам. Как вести себя в библиотеке».
4 день
1. Беседа «Как появились книги».
2. Беседа «Книжкин дом — библиотека».
3. Составление рассказа «Моя любимая книжка».
4. Выставка рисунков «Мой любимый герой».
5. Беседа по пословицам о книгах (Книга мала, а ума придала. Будешь книги читать — будешь всё знать.)
6. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
5 день «Русские народные сказки»
1. Беседа и обзор выставки книг «Русские народные сказки».
2. Чтение русских народных сказок.
3. «Что было бы, если…», придумывание необычной концовки к знакомым сказкам.
4. Рассказывание сказок по серии сюжетных картинок.
5. Физкультминутка «Репка».
6. Пальчиковая гимнастика «Кот, петух и лиса».
6 день «Русские народные сказки»
1. Чтение русских народных сказок.
2. Рассказывание сказок по серии сюжетных картинок.
3. Настольный театр по русским сказкам.
4. Чтение стихотворений о книгах.
5. Сюжетно-ролевая игра «Идём в гости». Сюжет «Выбираем в подарок -книгу».
6. Дидактическая игра «Узнай героя по описанию».
7. Настольные игры по сказкам.
8. Физкульминутка «Колобок».
9. Пальчиковая гимнастика «Кот, петух и лиса».
7 день «Русские народные сказки»
1. Чтение русских народных сказок.
2. Театр «Би-ба-бо» по сказке.
3. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»
4. Физкульминутка «Теремок».
5. Пальчиковая гимнастика «Кот, петух и лиса».
8 день «Русские народные сказки»
1. Познавательное развлечение с загадками по русским народным сказкам «Сказки Бабушки — Загадушки».
9 день «Авторские сказки»
1. Беседа по выставке книг «Детские сказочники» (обзор произведений К. Чуковского, Т. Александровой, И. Токмаковой, В. Сутеева).
2. Чтение сказки Т. Александровой «Домовёнок Кузя».
3. Лепка «Домовенок Кузя».
4. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
10 день – День С. Я. Маршака
1. Чтение произведений С. Я. Маршака.
2. Раскрашивание раскрасок по произведениям.
11 день – День Владимира Григорьевича Сутеева
1. Чтение произведений В. Г. Сутеева.
2. Просмотр мультфильмов по произведениям В. Г. Сутеева.
3. Лепка зайчика.
12 день - «Книги для детей»
1. Обзор книг и чтение потешек, прибауток, докучных сказок.
2. Сюжетно-ролевая игра «Почитаем дочке (сыночку) книжку на ночь».
3. Заучивание стихотворений о маме ко Дню матери.
4. Изготовление открыток мамам.
13 день - «Книги для детей»
1. Беседа с выборочным чтением «Умные книжки» (обзор энциклопедий).
2. Аппликация «Закладка для книги».
3. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
14 день «Книга — мой друг»
1. «Книжкина больница», ремонт книг.
2. Конкурс чтецов «Расскажи свою любимую сказку».
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Репка
В огороде дедка репку посадил (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Колобок
Непоседа – Колобок
Покатился во лесок.
Разве можно удержать
Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка)
Смотрит бабушка в окошко,
Дедушка глядит с крыльца: (слова сопровождаются показом)
— Не видали сорванца? (нет)
Колобок не устает,
Быстро катится вперед. (вращение руками)
Впереди увидел лес,
Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться)
Слева — пробежал мышонок,
Справа — квакнул лягушонок.
Сороки трещат без умолку,
Усевшись на старую елку. (все слова сопровождаются показом)
Долго глядя на чистое небо,
Утомился шарик из хлеба.
Он проделал нелегкий путь
И собрался передохнуть. (садятся на места).
Теремок
В чистом поле теремок
Был не низок, ни высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щёлк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Кот, петух и лиса
Жили Котик (пальцы растопырили)
С Петушком (руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке. (сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы (потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл. (присели)
Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка. (сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком
У лесной опушки (руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке. (погрозили пальчиком)
Обращение писателя к читателям.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (С. Михалков)
Книжка для Аришки
Папа маленькой Аришке
Перед сном читает книжку
Про собачку и про птичек,
Рыжих, хитреньких лисичек.
Про цветочки, что у дома
Расцвели весною снова,
Про кузнечиков и мошек
И кричащих ночью кошек.
О планетах, о ракетах,
О летающих кометах,
Про луну на небесах,
Что приходит ночью в снах.
Долго слушала Арина,
Всю представила картину
И сказала, топнув ножкой:
«Почитай ещё немножко!» (Галина Лифанова)
О чём мечтают книжки
Знайте, дети, с книжками беда:
Книжки не выносят душной пыли!
Им на полках кажется тогда,
Будто все о них уже забыли!
Потому, обиду затая,
Книжки ночью открывают двери
И уходят в дальние края,
Где живут диковинные звери.
Ну а утром, возвратившись в дом,
Неспеша рассядутся, как птицы,
И мечтают книжки лишь о том,
Чтобы полистали их страницы. (Леонид Чернаков)