Дженнет Ильясова
Познавательно-творческий проект для детей младшей группы «Речевое развитие детей средствами устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – творческий
Участники проекта : воспитатели, дети младшей группы, родители
Продолжительность проекта : среднесрочный (с 21.01.2019 по 2802.2019)
Ожидаемый результат: Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Темочки
У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
У родителей повысится общий культурный уровень.
Актуальность проекта :
«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». К Ушинский.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, заклички, считалки, колыбельные).
Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Цель проекта :
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи проекта :
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Знакомить детей с окружающим миром- природой (растения, животные, птицы, с укладом жизни и быта русского народа.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Приобщать родителей к процессу развития ребенка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приемы работы с родителями.
Содержание практической деятельности
Этапы реализация краткосрочного проекта :
1 этап – организационный (с 21.01. по 22.01.)
Составление плана работы
Анкетирование родителей
Подбор методической, справочной и художественной литературы по данной теме
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
разработать цикл организованной деятельности, мероприятий, развлечений, игр-драматизаций по теме проекта
2 этап - реализация проекта (с 23.01. по 25.02.)
Работа с детьми:
Показ кукольного театра по сказке «Кот, петух и лиса»
Показ настольного театра: «Лиса и заяц»
Знакомство и обыгрывание потешек: «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…», «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи»
Дидактические игры: «Золотые ложки. Отгадай предмет». «Украсим матрешку», пазлы на тему русских народных сказок. «Подбери цвет».
Использование картотеки по русским народным играм : «Огуречик, огуречик», «Утка и селезень», «У медведя во бору»
Подвижные игры и эстафеты: «Карусель», «Кошки-мышки», «Гуси – лебеди»
Беседы с детьми и показ иллюстраций народных игрушек. Альбомы народных промыслов
Рассматривание картинок, иллюстраций по теме, беседы
Чтение русских народных сказок : «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Пересказ сказки «Снегурушка и лиса»
Инсценирование фрагментов сказок о животных: «Заюшкина избушка», «Теремок»
Разучивание песен и потешек: «Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…», «Курочка – рябушечка…/», «На улице три курицы…», «Чики-чики-чикалочки…» Слушание народных песен : /«Петушок», «Ладушки».
Работа с родителями:
Родительское собрание на тему «Влияние устного народного творчества на речевое развитие детей»
Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
Изготовить буклет для родителей по данной теме
Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки»
3 этап – заключительный (с 26.02. по 28.02.)
Подведение итогов
Отчет в форме презентации
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы педагогов по русскому народному фольклору с дошкольниками.
1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?___
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?___
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?___
4. Надо ли знать народные сказки и былины?___
5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___
6. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?___
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___
8. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?___