Юлия Юрьевна Колесникова
Познавательно-исследовательский творческий проект «Песочная наглядность» для детей одаренных детей
▼ Скачать
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Развитие воображения и творческой активности
Формирование познавательных действий, становление сознания
Исходя из задач, центром внимания педагогов является ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.
Публикация «Познавательно-исследовательский творческий проект „Песочная наглядность“ для детей одаренных детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Для успешной реализации этих задач главными критериями познавательного интереса должны быть новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Многие познавательные задачи в воспитательно-образовательной деятельности я решаю с помощью песка, в том числе использую интеграцию образовательных областей.
Когда мы с детьми во время познавательных занятий в песочнице изображали цифры, украшали их цветными камешками и фасолью, создавали город заколдованных цифр, рассказывали сказочные истории, связанные с персонажами-цифрами, дети высказали желание сделать своими руками наглядное пособие по математике из песка.
Мне эта идея показалась очень интересной, и я поддержала детей. Таким образом, мы решили воплотить в жизнь проект «Песочная математика». И сейчас именно о нем я хочу вам рассказать.
Я определила вид проекта, продолжительность, сроки реализации
Вид проекта :
познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: 2 недели
Участники проекта :
• воспитанники старшей группы «Бабочки»
• родители
• воспитатели
Участниками проекта стали :
- воспитанники старшей группы «Бабочки»
- родители
- воспитатели
Далее я определила этапы реализации проекта. Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный (погружение в проект)
2 этап – организация деятельности
3 этап – осуществление деятельности
4 этап – заключительный (презентация проекта)
Формы и методы работы с детьми по проекту :
Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что вначале участники работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общего результата.
Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участника.
В основу проекта легли основные принципы.
1. Принцип развивающего обучения;
2. Принцип проблемности;
3. Принцип сотрудничества.
4. принцип доступности;
5. принцип индивидуализации;
6. принцип системности
Итогом реализации проекта должно было стать создание наглядного пособия.
Я определила цель проекта и задачи.
Цель проекта :
активизация познавательных, мыслительных, творческих коммуникативных способностей, инициативы через реализацию проекта «Песочная наглядность»
Задачи проекта :
способствовать развитию познавательной активности;
обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор,
развивать у детей способность к созданию определенного продукта; совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
учить детей делать выводы на основе экспериментов;
активизировать творческие способности детей;
развивать художественно-эстетический вкус;
воспитывать аккуратность в обращении с песком;
воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.
На детском совете мы с детьми обсудили, какие материалы нам понадобятся, каким способом мы будем изготавливать цифры.
Чтобы приступить к работе над проектом, нам нужна была поддержка и помощь родителей.
Дети были уверены, что родители непременно откликнутся и помогут. Я спросила детей : «Как мы можем попросить родителей о помощи?». Дети предлагали разные варианты. На одном из них мы остановились. Мы решили обратиться к родителям с открытым письмом. В нем содержалась информация о нашем проекте и просьба о помощи. Этот письмо мы писали коллективно. Я приведу его вам:
Уважаемые, дорогие наши родители! Мы очень хотим осуществить проект «Песочная наглядность» .Для этого нам нужна деревянная основа, картон, разные виды песка: речной, кинетический, цветной; клей, кисти, двусторонний скотч и файлы. Пожалуйста, помогите нам!
С уважением и любовью ваши дети.
Изучила и проанализировала психолого-педагогическую литературу по развитию познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с помощью песка.
Затем мы с детьми подобрали дидактический материал для проведения познавательных занятий и экспериментальной работы, игровое оборудование,
Я создала методическую разработку игр и упражнений с песком для детей старшего дошкольного возраста.
После этого для родителей я подготовила консультацию «Удивительные возможности песка», провела беседу о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка «Волшебный песок», оформила информационный стенд «Песочные фантазии», провела анкетирование по теме и родительское собрание, на котором мы обсудили возможности проведения интегрированных занятий с использованием песка, и формы участия родителей в реализации проекта «Песочная наглядность».
В ходе второго этапа мы с детьми начали работу по проектированию нашего будущего наглядного пособия «Песочная математика». Первое, что нам необходимо было выяснить, это каким песком мы воспользуемся для создания цифр?
Мы провели ряд экспериментов с речным, кинетическим, цветным песком. Для этого мы пересыпали, наклеивали песок на бумагу, создавали картины из разного вида песка, сравнивали их свойства, делали умозаключения и выводы.
Были проведены игры, упражнения, эксперименты.
В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что для создания наглядного пособия «Песочная наглядность» более пригоден цветной песок, так как он обладает следующими свойствами:
- сыпучий,
- разноцветный, яркий, мерцающий
- хорошо клеится.
Далее мы с детьми определились, на какой основе распечатаем шаблоны, каким образом прикрепим их к деревянной плоскости.
Решили использовать плотный картон, так как он дольше будет служить, чем обычная бумага, каждая наглядность будет располагаться в отдельном прозрачном файле. Таким образом, цифры можно будет использовать в образовательной деятельности, они будут съемными, их можно будет перенести в любую точку группы для работы.
Следующий шаг был в назначении авторов-исполнителей (10 человек) и ассистентов-помощников (10 человек, среди ассистентов-помощников оказался и воспитатель. С этим проблем не возникло, распределение ролей произошло по обоюдному согласию. Каждый автор выбрал себе цвет песка, с которым будет работать, и наглядность, которую желает изготовить. Для этого дети обратились за помощью к музыкальному руководителю – Ларисе Петровне с просьбой найти и распечатать на принтере трафареты наглядности.
После этого мы приступили к реализации 3 этапа – непосредственному осуществлению проекта.
Сейчас мне бы хотелось рассказать о технологии изготовления песочной наглядности.
Перед тем, как приступить к работе, мы с детьми обговорили все детали и этапы выполнения. На картон мы наклеили двусторонний скотч. Осторожно отделили верхний слой скотча. На клейкую основу двустороннего скотча мы насыпали цветной песок. Придавливая песок руками, закрепили его на картоне, после чего остатки песка ссыпали обратно в емкость.
Для того чтобы песочная математика служила нам долго, для закрепления песка, сбрызнули готовые цифры лаком для волос, соблюдая все правила безопасности.
На завершающем 4 этапе – мы провели презентацию проекта. Каждый участник проекта рассказал стихотворение о цифре, которую изготовил.
Дети были в восторге от выполненной работы, ведь они, как профессионалы самостоятельно создали наглядное обучающее пособие, которое будет им служить до конца пребывания в детском саду и послужит следующим поколениям дошкольников!
Таким образом, наш проект завершился. Работа над ним принесла детям радость и удовлетворение.
В результате были достигнуты следующие показатели:
- повысилась мотивация речевого общения;
- значительно увеличился словарный запас и сформировались средства коммуникации;
- дети почувствовали себя более успешными;
- у детей значительно возрос интерес к занятиям;
- активизировались познавательные способности;
- развилась мелкая моторика, воображение, мышление, память;
Это был наш первый проект, связанный с песком. В дальнейшем мы хотим реализовать проект «Энциклопедия песка». Этот проект являются актуальным для познавательного развития. Для проекта «Энциклопедия песка» есть все необходимые условия: мы можем собрать много видов песка, как искусственных, так и природных. В нашем городе есть и речной песок, и карьерный, и песок горы Куцай, кроме того мы с детьми планируем попросить родителей привести небольшое количество морского песка для игр и для коллекции.
Это наша работа на перспективу.