Олеся Ковшова
Познавательно-исследовательский творческий проект «Ах, капуста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: старший воспитатель 1 квалификационной категории Ковшова О. А.
Актуальность:
в настоящее время сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. Не только дети, но и взрослые имеют очень низкий уровень культуры здоровья, под которой понимается общая способность и готовность личности к деятельности по его охране и укреплению. Готовность дошкольника к качественной продуктивной деятельности по сбережению собственного здоровья основывается только на знаниях и опыте, приобретенных в образовательном процессе ДОУ и семье.
Публикация «Познавательно-исследовательский творческий проект „Ах, капуста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Капуста. Все о капусте
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
В число важных факторов, влияющих на улучшение здоровья детей, входит правильное питание, на котором базируется здоровье человека. Умение организовать своё питание помогает решить большую часть проблем, связанных с ним. Дети старшего дошкольного возраста не могут самостоятельно оценить полезность «здоровой» пищи, а их вкусовые предпочтения часто не совпадают с требованиями полноценного питания.
В наше время перенасыщения рынка чипсами, кириешками, сникерсами, неконтролируемого потока агрессивной рекламы данных продуктов у детей формируются искажённые взгляды на питание с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни. Семейные традиции зачастую также не способствуют формированию его правильных стереотипов. Так как детские привычки нередко имеют свойства закрепляться, есть большая вероятность того, что в последующем характер питания детей не будет способствовать сохранению их здоровья. Именно в дошкольном возрасте важно целенаправленно формировать устойчивые мотивации на здоровый образ жизни, расширять знания и представления.
Пробудить у дошкольников старшей и подготовительной группы интерес к здоровому образу жизни, к правильному питанию можно через приобщение любви к природе, через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка – это, прежде всего язык чувств, эмоций и её суть тождественна самой природе. Поэтому старшему воспитателю, воспитателям данных групп и музыкальному руководителю детского сада пришла идея о создании познавательно-исследовательского музыкального проекта, потому что, как писал А. Сухомлинский «Роль музыки как источника знаний говорит о том, что музыка – это источник мысли».
Цель проекта: ознакомление воспитанников подготовительной и старшей групп со значением правильного питания для здоровья человека на примере капусты.
Задачи проекта:
1. Расширить у детей знания и представления об овощах.
2. Познакомить воспитанников старшей и подготовительной групп с продуктом питания - капустой.
2. Способствовать развитию у воспитанников творческих способностей, познавательной деятельности.
3. Формировать у воспитанников представления о правильном питании, направленном на сохранение и укрепление здоровья.
4. Просветить и приобщить родителей к проекту «Ах, капуста!».
Вид проекта: краткосрочный, познавательный, исследовательский, музыкальный.
Участники проекта:
- дети подготовительной и старшей групп;
- старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель;
- родители данных групп.
Проблема проекта: осознание воспитанниками значения правильного питания.
Предполагаемый результат:
Сформировать у воспитанников знания об овощах, знания о правильном питании, о полезных свойствах капусты.
Повысить интерес родителей к правильному питанию и здоровому образу жизни детей.
План реализации проекта:
1 этап подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, подбор методической и художественной литературы, разработка перспективного плана работы.
2 этап основной: проведение исследовательской деятельности над капустой, проведений опытов и экспериментов с капустой; разучивание стихов, песен и хороводов о капусте; разучивание пословиц и поговорок о труде, домашних делах; выполнение нетрадиционной техники рисования (капустой, лепка капусты.
3-й этап заключительный: обобщение результатов работы, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление полученных знаний. Оформление книги - раскраски «Витамины с грядки»; оформление книги – рецептов с помощью родителей «Ах, капуста, так капуста!».
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности.
3. Составить перспективный план мероприятий.
План реализации 1 этапа:
(Подготовительного)
1. Подбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, капусту, экологические сказки. Старший воспитатель,
Воспитатели групп.
2. Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Ах, капуста!» Старший воспитатель,
Воспитатели групп. Родители групп.
План реализации 2 этапа:
(исследовательского)
№ п/п мероприятие ответственные
1. Исследование капусты разного вида: белокочанной, краснокочанной, цветной, пекинской, декоративной. Дети, старший воспитатель, воспитатели групп.
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Краснокочанная химия»,
«Лакмусовые бумажки из сока краснокочанной капусты», «Капуста в красках». Старший воспитатель, Воспитатели групп.
3. Беседы с детьми: «Царица огородов - капуста», «О капусте - детям», «Капуста - королева питания», «О пользе витаминов и для чего они нужны человеку?». Старший воспитатель, Воспитатели групп.
4 Нетрадиционная техника рисования капустой «Деревья». Старший воспитатель,
Воспитатели групп. Дети.
5. Лепка «Капуста» Воспитатели группы. Дети.
6. Проведение дидактических игр «Собери урожай», пазлы «Овощи», «От какого овоща эта часть?» и др. Старший воспитатель, Воспитатели групп, Дети.
7. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен, хороводов о капусте и овощах. Воспитатели группы. Дети.
8. Рассматривание иллюстраций, опорных схем с изображением
капусты и овощей. Старший воспитатель, Воспитатели групп. Дети.
План реализации 3 этапа: (заключительного)
1. Подведение итогов реализации проекта. Старший воспитатель, Дети, воспитатели групп, родители.
2. Оформление книжки-раскраски «Витамины с грядки». Старший воспитатель,
Дети, воспитатели групп.
3. оформление книги – рецептов с помощью родителей «Ах, капуста, так капуста!»
Старший воспитатель, воспитатели групп.
5. Развлечение в группе «Капустные посиделки».Старший воспитатель, Дети, воспитатели групп, родители.
Реализация проекта:
Литературный ряд для чтения детям:
1. Пословицы и поговорки. Приложение 1.
2. Загадки про овощи, капусту. Приложение 2.
3. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка».
4. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…».
5. М. Исаковский «Вишня».
6. Ю. Тувим «Овощи».
7. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
8. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
9. Б. Житков «Что я видел».
10. Экологические сказки:
- «Сохраняя воду, сохраняем жизнь!»
- «История одной капли» (сказка о воде)
- «Как тучка была в пустыне»
- «Сказка дождя и дружбы»
- «История маленького лягушонка»
- «Разве озеро-свалка?»
- «Бабушка Федора и герань»
- «Как у росточка появилось имя»
- «Как человек приручил растения»
- «Просто гусеница»
Музыкальный ряд:
Совместно с музыкальным руководителем
1. Танец с листочками.
2. Игра «Развесь грибочки».
3. Игра «Разбери овощи и фрукты».
4. Логоритмическая игра «Капуста».
5. Хоровод «Ты, капуста…»
6. Хоровод «Урожайный».
7. Частушки про капусту.
8. Оркестр ложкарей.
Беседа 1
«Царица огородов - капуста»
Цель: Научить детей выбирать самые полезные продукты; дать представления детям о том, какие продукты питания наиболее полезны и необходимы ребенку каждый день; познакомить с разнообразием видов капусты, ее полезными свойствами и значением в здоровом питании человека. Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Словарная работа: виды капусты: белокочанная, краснокочанная, брюссельская, брокколи, кольраби, савойская, сахароза, клетчатка, крахмал.
Беседа:
В: Ребята, сегодня мы поговорим о вкусных и полезных продуктах, которые необходимы для нашего организма. Я расскажу вам о вкусном, полезном продукте – овоще, который выращивают все огородники нашего города на своих дачах. Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, что это за овощ?
Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
Д: Это капуста.
В: Верно. А вы, знаете загадки о ней?
Д: Сто одежек и все без застежек
В: Молодцы! Я принесла вам корзину овощей, а вы угадайте, где здесь капуста? (показ, дети находят капусту)
В: Молодцы! Вы угадали и правильно показали ее. А вы знаете, что она занимает почетное место у нас на столе? Недаром ее называют «Царицей огорода», она прочно удерживает свои позиции в нашем рационе. Почему как вы думаете?
Д: ответы.
В: А на, что она похожа?
Д: ответы.
В: Правильно. Растет она обычно кочаном. Капуста улучшает аппетит, полезна при простудных заболеваниях, очищает организм. Листья, толченные, смешанные с яичным белком прикладывают к ожогам. Сочная, приятная на вкус, капуста занимает в питании, одно из главных мест после картофеля. Чем больше сортов капусты на нашем столе, тем богаче его минеральный и витаминный состав. А какие виды капуст вы знаете?
Д: Белокочанная, краснокочанная, цветная.
В: Молодцы! Нам больше известна белокочанная капуста (показ). Ребята, а как вы думаете, какие витамины содержатся в капусте?
Д: В капусте содержится: сахароза, клетчатка, крахмал, витамин С, В, Р, К, Д, много фосфора, натрия, алюминия. В капусте есть много белков.
В: Правильно, а вы знаете что капуста и сок квашеной капусты полезны для здоровья человека. Скажите, а кто из животных любит капусту?
Д: ответы.
В: В природе есть и краснокочанная капуста. Посмотрите, чем она отличается от белокочанной капусты, какого она цвета?
Д: Она красного цвета.
В: Она полезна для лечения гриппа, кашля, бронхита. А вот еще красавица капуста- это цветная, брюссельская, брокколи. Кольраби. Видите как много разных видов капусты (дети показывают и называют виды капусты).
В: Ребята как можно приготовить капусту?
Д: Ее можно тушить, жарить, заквашивать, замораживать, выжимать.
В: Молодцы! Много блюд вы назвали. А самое известное – это щи. В народе говорят: «Щи да каша – пища наша»
Физ. минутка: Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трем, трем.
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Итог. Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?
Какие виды капусты вы запомнили?
Какое значение имеет капуста для человека?
Молодцы! Всем спасибо!