Лариса Катунина
Познавательно-исследовательский проект «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Схема осуществления проекта:
Возраст участников проекта:
4-5лет, средняя группа.
Тип проекта:
Познавательно - исследовательский, межсемейный, краткосрочный/ 2 недели/.
Девиз проекта:
Все интересно - что неизвестно!
Проблема (или проблемные вопросы):
-Что такое воздух?
-Зачем он нужен людям и растениям?
-Как можно увидеть воздух?
Обоснование проблемы:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?»
Привлечь внимание родителей к экспериментальной деятельности детей.
Цель:
Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
-Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.
-Познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.
-Сформировать представления о движении воздуха.
Развивающие:
-Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования.
-Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты.
-Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
-(центры активности, все помещения группы).
-Энциклопедии, книги, иллюстрации по теме проекта.
-Мини-лаборатория для проведения опытно- экспериментальной деятельности (стаканчики, соломинки,пакетики, лупа, свеча, шары, фольга.)
- Надувные воздушные игрушки,
- Карточки «Свойства воздуха».
-Дидактическая игра «Какой ветер».
Взаимодействие с родителями:
-Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала для уголка экспериментирования;
-Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома»:
1) Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;
2) Подборка практического материала для использования опытов дома, совместно с детьми «Опыты на кухне»;
3) Оформление в родительском уголке фотовыставки «Наши интересные дела»
- Анкетирование «Как вы относитесь к детскому экспериментированию?»
- Круглый стол: «Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольника!»
Данный проект охватывает образовательные области
Коммуникация Беседы: «Где найти невидимку?»
«Свойства невидимки»,
«Как работают вещи благодаря воздуху»,
Иллюстрации, энциклопедии.
Познание
-Опытно-Экспериментальная деятельность:
«Пузырьки-спасатели»
«Морской бой»
«Что в пакете?»
«Надувание мыльных пузырей»
Художественное творчество
Рисование: «Разноцветные шары для веселой детворы»
Аппликация: «Мой красивый мяч»
Безопасность
Беседа: «Правила поведения во время проведения опытно-экспериментальной деятельности».
Художественная литература
С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
А. Орлов «Ветер – пастушок»,
Загадки о воздухе и ветре,
Р. Н. С «Пузырь, соломинка и лапоть»
Физическая культура
П/И «Пузырь», «Воздушный шар»,
«Волшебный рожок»
Здоровье
Физ. Минутка «Ветер дует нам в лицо»,
«Здравствуй вольный ветерок»
Игра- упражнение: «Насосик» (методика Стрельниковой, «Ветер-ветерок»
Труд
Изготовление: «Веера» «Вертушки»,
Социализация
С/Р «Путешествие на корабле»
Д/И «Какой ветер»,
Д/И «Узнай по запаху»,
Игры детей с ветром (вертушки, ленточки,
Запуск «Воздушного змея»
Музыка Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)
Круглый стол:
«Средний возраст – яркий период открытий, удивлений, любознательности»
Предполагаемый результат:
Повышение уровня осведомлённости, улучшение детско-родительских отношений.
Продукт деятельности:
1.«Экспериментирование – что это такое?» - педагоги.
2.«Лаборатория в детском саду» - просмотр фрагмента занятия в детской лаборатории – педагоги группы.
3. Посещение детской лаборатории.
4.«Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» - обмен опытом.
6.«Волшебство на столе» - экспериментируем на кухне – обмен опытом.
Вывод:
Проект был реализован с детьми средней группы.
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту была выдвинута гипотеза: воздушный змей летает потому, что его поднимает ветер. Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
Итог проекта праздник воздушного змея.