Татьяна Челдышова
Познавательно-исследовательский проект «Ворона: знакомая незнакомка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Ворона : знакомая незнакомка»
Вид проекта : Познавательно-исследовательский
Сроки реализации: Краткосрочный (с 24 июля по 28 июля)
Возраст детей: дети старшей группы (5-6 лет)
Актуальность темы проекта : В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общаются с природой, дети обращают мало внимания на объекты живой и неживой природы, не умеют видеть в привычном, знакомом новое и интересное. У детей низкая познавательная активность, они обладают ограниченными знаниями об источниках информации и зачастую не умеют ими правильно пользоваться. Очень важно уже в дошкольном возрасте разбудить в детях интерес к живой природе потому, что именно в период дошкольного детства происходит становление основ человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая исследовательская деятельность, ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы, и обобщать, т. е. развивать познавательные способности, которые так необходимы при дальнейшем обучении в школе. Детям предоставляется возможность приобщиться к исследовательской работе, как к одному из ведущих способов познания окружающего мира. Участие в общей исследовательской деятельности способствует также развитию коммуникативных качеств, недостаточным уровнем развития которых, характеризуются современные дети.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Ворона: знакомая незнакомка“» размещена в разделах
Методологическая база проекта : 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников», М, 2010.
2. Иванова А. И. «Сезонные наблюдения в детском саду», ТЦ Сфера, М. 2010.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., «Просвещение», 2002.
4. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году!» М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
5. Хрестоматия для чтения детям в детском саду М. : «Мозаика-синтез», 2018.
6. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду», ТЦ «Сфера», 2010.
Цель проекта : Формирование неравнодушного, осознанного отношения к природе, через стимулирование поисковой деятельности.
Задачи проекта : 1. Формировать представления о взаимосвязи обитателей природы, их зависимости друг от друга;
2. Расширять представления о жизни птицы нашего края – серой вороны; 3. Развивать инициативу, активность ребенка при поиске информации о выбранном объекте, учить использовать различные источники; 4. Формировать представления об основах исследовательской деятельности: выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свою точку зрения;
5. Развивать познавательные и творческие способности;
6. Активизировать словарь по теме, закреплять умение поддерживать диалог;
7. Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей, убеждать в своей правоте, быть выдержанным).
Ожидаемый результат: 1. У детей сформируются основы знаний об основных компонентах исследовательской деятельности;
2. Дети научатся работать с разнообразными источниками информации;
3. Расширятся представления детей об образе жизни, поведении серой вороны; 4. Установятся партнерские взаимоотношения между детьми и родителями в ходе совместной деятельности по реализации проекта;
5. Работа в проекте будет способствовать сплочению детского коллектива, укреплению умений работать в команде;
6. Пополнится предметно-развивающая среда.
Предварительная работа: 1. Наблюдение за воронами на прогулках и из окна группы;
2. Знакомство с художественной литературой:Т. А. Шорыгина «Вредная ворона», И. А. Крылов «Ворона и лисица», Г. Я. Затулина стихотворение «Ворона», японская народная сказка в обработке В. Марковой. «Самый красивый наряд на свете»;
3. Использование пословиц и поговорок о вороне;
4. Использование дидактических и настольных игр: Разрезные картинки «Птицы», лото
«Птицы», Парочки «Птицы».
5. Разучивание подвижных игр: «Ворона и собака», «Птицы в гнездышках», «Птица без гнезда», «Летает – не летает», Физкультминутка «Вороны»
Предметно-развивающая среда: 1. Выставка познавательной и художественной литературы о птицах;
2. Образцы поделок вороны : оригами, на основе цилиндра, из бросового и природного материала;
3. Динамические таблицы по рисованию разных способов изображения птиц и деревьев;
4. Шапочки-маски вороны;
5. Пальчиковый театр по потешке «Сорока-белобока»
6. Дидактические игры: «Кто что ест?», «Путаница», «Чей след?», лото «Птицы», парочки «Птицы», «Найди отличия», «Назови лишний», «Разрезные картинки», «Птицы»;
7. Раскраски, трафареты птиц
8. Папка-передвижка для родителей с информацией о проекте;
9. Модель трех вопросов;
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Этапы Непосредственно организованная образовательная деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Задачи Сроки реализации Взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей. Место и время проведения
1. Родительское собрание на тему: «Впереди нас ждет проект!» Ввести родителей в проблему.
Ознакомить с планом реализации проекта, продемонстрировать имеющийся материал, рекомендации по работе дома. Распределить ответственных за проведение мероприятий проекта. 21 июля
(пятница) Участие в собрании, сбор материала по содержанию проекта; включение в реализацию проекта, работу дома, индивидуально со своим ребенком. Группа, вечернее время.
2. Вхождение в тему: беседа в форме «моделей трех вопросов»… «Ворона : знакомая незнакомка»
(приложение к проекту)
-формировать представления об основах исследовательской деятельности: выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи;
-развивать познавательные и творческие способности.
24 июля
(понед-к) Создание фотоальбома «Вороны нашего города» силами родителей и воспитанников Группа, утреннее время.
Этапы Непосредственно организованная образовательная деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Задачи Сроки реализации Взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей. Место и время проведения
3. Вхождение в тему: «Интересные факты…А вы знаете, что?»
(приложение к проекту)
-формировать представления детей о взаимосвязи обитателей природы, их зависимости друг от друга;
-расширять представления о жизни птицы нашего края – серой вороны. 24 июля
(понед-к) Изучение познавательной и художественной литературы о птицах, собранной силами педагога и родителей. Группа, вечернее время.
4. Просмотр видеофильма «Ворона-самая умная птица»
-углубить представление детей о жизни вороны; развивать наблюдательность и интерес к живой природе;
-воспитывать заботливое отношение к природе, желание помогать птицам; 25 июля
(вторник) Подготовка видеоматериала силами педагога и родителей. Группа, утреннее время.
Этапы Непосредственно организованная образовательная деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Задачи Сроки реализации Взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей. Место и время проведения
5. Занятие НОД по аппликации
Тема: «Наши друзья-вороны!»
Источник: приложение к проекту.
-учить детей вырезать из заготовок разной формы отдельные детали и составлять из них образ птицы Вороны;
-продолжать развивать умение аккуратно наклеивать детали на лист бумаги, дополнять композицию недостающими предметами;
-воспитывать интерес и любовь к животным и птицам, желание проявлять заботу о них.
25 июля
(вторник) Группа, вечернее время.
6. Рассматривание книги со стихами «Мечтательная ворона»
Источник: приложение к проекту.
- развивать диалогическую речь детей, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам. 26 июля
(среда) Создание книги со стихами «Мечтательная ворона» силами педагога и родителей. Группа, утреннее время.
Этапы Непосредственно организованная образовательная деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Задачи Сроки реализации Взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей. Место и время проведения
7. Занятие НОД по рисованию
Тема: «Ворона-удивительная птица…»
Источник: приложение к проекту.
-формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине.
26 июля
(среда) Группа, вечернее время.
8. Чтение и обсуждение произведения Ю. Коваля «Ворона»
Источник: книга в библиотеке группы. -познакомить детей с новым произведением Ю. Коваля «Ворона», учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию.
27 июля
(четверг) Сбор литературы с произведениями о птицах силами педагога и родителей. Группа, утреннее время.
Этапы Непосредственно организованная образовательная деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Задачи Сроки реализации Взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей. Место и время проведения
9. Подвижная игра «Вороны и воробьи»
Источник: приложение к проекту.
-развитие внимания, эмоциональной отзывчивости детей, обучение действиям в парах и по одному.
27 июля
(четверг) Изготовление масок вороны силами родителей. Группа, утреннее время.
10. Просмотр мультипликационных фильмов о вороне.
-расширить представления детей об образе жизни,
поведении серой вороны;
27 июля
(четверг) Подготовка видеоматериала силами педагога и родителей.
Группа, вечернее время.
Этапы Непосредственно организованная образовательная деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Задачи Сроки реализации Взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей. Место и время проведения
11. Мини-концерт «Мир чудес»
(чтение наизусть стихотворений о вороне) -формировать умение детей выразительно читать наизусть стихотворение; формировать интерес к поэтическому творчеству. 28 июля
(пятница) Группа, утреннее время.
12.