Елена Морозова
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница-соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: - Исследовательский
- Творческий
- Познавательный
- Информационный
Длительность проекта: краткосрочный (1.10.18 – 30.10.18)
Участники проекта:
Дети 6-7 лет
Педагоги
Родители.
Актуальность.
Главная задача образования на сегодня – это не только обучение предметам, но и качественное развитие личности, способной к анализу той или иной ситуации.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебница-соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
Ребенок по своей натуре исследователь и для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребёнком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно не только, чтобы он сам совершил конкретное действие с объектом, но и решил задачу. Развивающая работа взрослого состоит в том, чтобы вернуть ребёнку обратную связь: показать ему, приводит ли к решению найденный ответ или надо ещё подумать.
В познавательно – исследовательской совместной деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, исследовательская активность детей, рисование, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.
Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные интеллектуальные возможности дошкольников в области экологии и естествознания. Это свидетельствует об успешной обучаемости дошкольников, а процессе реализации проектной и исследовательской деятельности и позволяет предложить, что старший возраст можно рассматривать как сенситивный для восприятия общебиологических закономерностей.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
И для расширение их кругозора мною была взята тема исследования «Волшебница соль» ведь каждый день мы встречаемся с солью. Она стала уже привычной для детей и взрослых. Так что же такое соль? Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу. Соль - самая древняя из специй. Каждый день мы видим соль. Она стала уже привычной для детей и взрослых. С солью можно провести очень много занимательных опытов. Разгадывайте тайны вместе, комментируйте все свои действия и по завершении опыта объясните, почему так произошло. Это поможет малышу по-новому взглянуть на знакомые ему продукты и предметы и приобрести новые знания.
Этапы проекта:
1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов.
2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в форме презентации, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Глава 1. Подготовительный этап.
Был разработан и обдуман подробный план деятельности, поставлена цель и выдвинута гипотеза.
Проблема: Зачем нужна соль и где ее берут?
Цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли.
Задачи:
• Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, её свойств и качеств, характер использования человеком.
• Расширить представления о добычи соли.
• Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания.
Гипотеза: если провести исследования, опыты и эксперименты с солью, изучить познавательную литературу, то можно расширить свои знания о соли, как о полезном ископаемом и выявить вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.
Методы и приемы реализации проекта:
• анализ познавательной литературы;
• опытно- экспериментальная, исследовательская деятельность;
• наблюдения;
• поисковая деятельность;
Глава 2. Основной этап
2.1. Беседы, изучение литературы с детьми
Первым совместным шагом было знакомство с научно-познавательной литературой из домашней библиотеки детей. Дети познакомились с различными энциклопедиями, в которых можно найти статьи и интересные иллюстрации о месторождениях, способах добычи и использовании соли. Родители помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о соли.
С помощью педагога подбиралась познавательная, научная литература и была организована книжная выставка «Волшебница соль».
При знакомстве с выставкой дети с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидности соли (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.
2.2. Опытно-экспериментальная деятельность
Интерес к теме «Соль» возрастал. Детям хотелось провести эксперименты и опыты с солью. Для поднятия духа, для сплоченности придумали речёвку:
Эй ребята, шире шаг!
Нам нельзя скучать никак!
Нет, наверно, в целом мире.
Любопытнее ребят.
Не грустим, не унываем,
Мы исследуем и знаем,
Что для края и страны
Наши знания нужны!
Дети вместе со взрослыми разработали заповеди:
• исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
• исследователь – друг живой и неживой природы;
• настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;
• исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;
• исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний.
Исследование начали с изучения свойств и качеств соли: на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.
Наблюдения в процессе проведения опыта с луковицей показали, как влияет соль на рост растений. Дети самостоятельно готовили два вида почв, один из которых содержал большое количество соли. Дети высаживали лук. На протяжении всего опыта осуществлялся уход за растениями, фиксировались результаты в дневнике наблюдений, вносились изменения в таблицу. Дети самостоятельно сделали вывод. Что в почве, содержащей соль, растение практически не растет.
Наши маленькие лаборанты учились добывать питьевую воду из соленой воды.
Этот опыт у детей вызвал большой интерес и желание получить результат. Дошкольники уверены: можно смело ехать на море и не бояться жажды.
В процессе работы дети смело высказывали свои мысли, давали предложения, доказывали и самостоятельно делали выводы.
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Соль нужна всем живым организмам, но в больших количествах она – враг.
Практическая часть
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1.1. Свойства соли
Опыт № 1. «Свойства соли»
Рассмотреть объект (соль, лежащий на столе, определить его свойства. Отметить, что объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. Обследовали объект, на запах, вкус, рассмотреть в микроскоп.
Вывод: неизвестный объект – это соль, она белого цвета, без запаха, соленая на вкус, имеет кристаллическую структуру.
Опыт № 2. «Растворимость соли»
Взять три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан необходимо положить по одной чайной ложке соли и размешали.
Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях, причем в лимонаде она растворяется быстрее и образовывает пену. (Воспитатель пояснил, что соль вступила в химическую реакцию с веществами, которые есть в лимонаде.)
Опыт № 3. «Подводная лодка из яйца»
Взять три банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и поместили в нее сырое яйцо. Во вторую банку налили крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды) и опустить туда второе яйцо. Затем положить яйцо на дно литровой банки и постепенно подливать воду из обеих маленьких банок. В результате был получен такой раствор, в котором яйцо держалось как подвешенное посередине раствора.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, в соленой воде оно плавает, значит, соленая вода тяжелее пресной. Воспитатель объяснил, что соленая вода тяжелее, поэтому в море плавать легче, чем в реке.
1.2. Влияние соли на рост растений.
Опыт № 4. «Как соль влияет на рост растений»
Для определения влияет ли соль на рост растений, посадить луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью. Посадить две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдать за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.
Вывод: В стаканчике, где не было соли, уже на следующий день появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему.
Опыт № 5. «Получение питьевой воды из соленой»
В глубокий таз налить воду, добавить 2 столовые ложки соли, перемешать до полного растворения соли. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, чтобы стакан не всплывал, но его края были выше уровня воды в тазу. Сверху натянуть пленку и завязать вокруг таза. В центре над стаканчиком пленку слегка продавить и положить еще один камешек (пленка не должна касаться края стакана). Таз поставить на солнце. Через некоторое время в стакане должна накопиться пресная вода.
Вывод: таким образом, из соленой воды можно получить пресную воду.
Опыт №6
«Снежная ветка»
Мы для опыта взяли ветку ели, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
Вывод: кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости.
Заключение.
Результаты
В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают.
Выводы
• Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
• Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
• Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
• В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
• Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Информационное обеспечение:
1. Дыбина О. В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003
3. Интернет.