угланова оксана
Познавательно-исследовательский проект «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, расширения знаний детей о воде, её свойствах, формирования представлений о значимости воды для здоровья людей и в жизни живых существ в целом, в детском саду был разработан проект «Волшебница-вода» для детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т. д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость. Чтобы число таких вопросов росло.
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
Цель: расширять знания детей о воде, её свойствах, формировать представления о значимости воды для здоровья людей и в жизни живых существ в целом.
Задачи:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее свойствами, значением для здоровья человека, для жизнедеятельности живых существ;
- Развивать наблюдательность с помощью игр с водой;
- Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
- Воспитание бережного отношения к воде;
- Расширить словарный запас детей;
Участники проекта
• Дети 2 младшей группы;
• воспитатели группы;
• родители детей.
Продолжительность: краткосрочный
Тип проекта :
- обучающий
- познавательно - исследовательский
Ожидаемый результат:
• У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее
значении для человека, животных и растений, о необходимости её беречь;
• Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, льется, без
запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой;
• Дети узнают об обитателях морей и рек в процессе игр.
Продукты проекта :
1. Работы детей и родителей
2. Лепбук «вода»
3. Макет аквариума
4. Наглядное пособие «круговорот воды в природе»
5. Оформление экспериментального уголка
План:
I этап: Подготовительный
1. Беседы с детьми о воде
2. Подбор художественной литературы по теме
3. Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта
4. Подбор экспериментов с водой
5. Подбор дидактических, подвижных игр
6. Подбор презентаций по данной теме
7. Информирование родителей по теме проекта
II этап: Основной
НОД
Тема: Цель
Познание Познавательно- экспериментальная деятельность: «Делаем мыльные пузыри».
Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта
Беседа 1
Использование ИКТ «презентация о воде», «Подводном мире»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей; поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам; поощрять желание отвечать на вопросы взрослого.
Коммуникация Тема: «Кому нужна вода»
Дидактическая игра «Купание куклы».
Тема: «Поможем кукле Кате».
Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.
Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода, свойств воды: чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.
Цель: закрепить знания детей о свойствах воды; воспитывать отзывчивость и доброту, желание помогать друзьям; обогащать словарный запас детей: теплый, холодный, легкий, тяжелый; ознакомить детей со способом сбора воды с помощью губки.
Художественно –эстетическое развитие Рисование пальчиком «Капельки»,
Лепка «рыбка в аквариуме» Цель: расширять кругозор, знания детей о воде; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности;
Цель: Создание условий для развития умения отщипывать маленький кусочек пластилина скатывать его в шарик и расплющивать на бумаге.
Физическое развитие Подвижные игры:
-«капелька»,
«твердое и жидкое».
Физкультминутка «кораблик», «дождик».
Цель:
В игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды
Речевое развитие Беседы вода и ее превращение,
Пальчиковые игра «рыбки»,
Отгадывание загадок,
Чтение потешек, стихов, рассказов о воде.
Чтение художественной литературы:
(А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр»)
Цель: Активизация словаря по теме «Вода»
Цель: знакомить детей с литературой о воде; воспитывать познавательную активность.
III этап: Заключительный
1. итоговый мониторинг представлений детей о воде
2. Закрашивание раскрасок водой
3. Беседы о воде с целью закрепления знаний
4. оформление фотоальбома «Дружу с водой»;
Используемая литература:
1. Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье, Москва, 2005;
2. О. А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2005;
3. О. В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Для занятий с детьми 2 – 7 лет: Москва, Мозаика – Синтез, 2008;
4. Дошкольное воспитание. - №6. – 2008;
5. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/1006-proekt-volshebnitsa-voda.html
6. https://ds82.ru/doshkolnik/1431-.html
7. https://detsad-kitty.ru/lessons/3742-sbornik-razvivayushhix-igr-s-vodoj-i-peskom-dlya.html
8. https://www.maaam.ru/detskijsad/-ledjanoi-korablik.html
В ходе мониторинга дети проявили большой интерес, с удовольствием
отвечали на вопросы.
Высокий уровень. 1 ребёнок. 5%.
Средний уровень. 10 детей. 50%.
Ниже среднего уровня. 9 детей. 45%.
После проведённой работы был проведён повторный мониторинг (итоговый) по формированию у дошкольников представления о воде и её значении. На основании повторного мониторинга были сделаны выводы, что проведённая работа способствовала эффективному обучению. Дети показали положительную динамику в знаниях.
Высокий уровень. 4 ребёнка. 20%. Средний уровень. 14 детей. 70%. Ниже среднего уровня. 2 ребёнка. 10%.