анастасия тришечкина
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Бумага – это самый распространённый материал. На бумаге размещается информация, она служит упаковочным материалом, средством гигиены, строительным материалом, платёжным средством, её применяют во многих производствах.
Трудно представить себе, как мы могли бы обходиться без бумаги. Порой мы не задумываемся, как бесконечно много её тратим. Мы с ребятами представили, что бумаги нет. Что делать?
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Волшебная бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Вот так мы однажды задумались и стали задавать вопросы себе: что означает слово «бумага», кто, где и когда её придумал, из чего и как делали её раньше и производят сейчас, есть ли связь между использованием бумаги и состоянием окружающей среды? И главное: можно ли изготовить бумагу в домашних условиях?
Проблема проекта :
Бумага – ценнейшее изобретение человечества. Её использование безгранично, но это имеет отрицательные последствия. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Только усилия каждого человека могут повлиять в положительную сторону решение этой глобальной проблемы. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в условиях детского сада использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.
Цель:
Формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней, выявление технических навыков и умений в процессе работы с бумагой.
Задачи:
Научить «делать» бумагу из вторичного материала, использовать отходы бумаги в практических целях;
Расширять представления о свойствах и особенностях бумаги в различных изделиях, о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни;
Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей дошкольного возраста;
Продолжать формировать представления о роли леса в жизни человека;
Воспитывать бережное отношение к лесному богатству нашей планеты;
Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к аппликации, самостоятельность, активность, уверенность в себе, доброжелательные отношения друг к другу;
Обучать техническим навыкам (обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : 1 неделя.
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей: дети научатся «делать» бумагу из вторичного материала; получат знания о видах бумаги и способах работы с ней; научаться беречь и экономить бумагу; разовьются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление.
Для педагогов: познакомятся с различными нетрадиционными техниками работы с бумагой и будут применять их в своей работе.
Для родителей: родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми, получат необходимые консультации.
Этапы реализации проекта :
1) Подготовительный этап:
Поисковая работа по подбору материала по тематике проекта;
Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей;
Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.
2) Основной этап: работа с детьми:
Понедельник
Беседа с презентацией «Откуда пришла бумага?»
Рассматривание образцов бумаги : коллекция «Удивительная бумага».
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Словесная игра: «Назови предметы из бумаги»
Чтение художественной литературы:
Экологические сказки: «Зайчик и медвежонок»
Художественное творчество: Аппликация из бумажных полотенец «Цветы»
Дыхательная гимнастика: «На комочек дуй легонько»
Вторник
Беседа: «Виды бумаги»
Экспериментально – исследовательская деятельность: «Эксперименты с бумагой»
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Чтение художественной литературы:
Экологические сказки: «Маша и медведь»
Просмотр мультфильмов: «Новаторы-Бумага»,
Настольно-печатные игры: «Узнай, что изменилось»
Физкультминутка «Бумажные фантики»
Среда
Беседа: «Из чего делают бумагу»
Экспериментально – исследовательская деятельность: «Изготовление бумаги в условиях детского сада»
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Наблюдение: «Как долго разлагается бумага в земле?»
Художественное творчество: Коллективная работа «Лягушки» (техника оригами)
Чтение художественной литературы: Загадки о бумаге
Четверг
НОД Познание : «Какая бывает бумага?»
Просмотр видеороликов: «Как делают бумагу»
Художественное творчество: Рисование на полученной бумаге «Дерево»
Чтение художественной литературы:
Экологические сказки: «Нет места мусору!»
Дидактическая игра: «Найди пару»
Пальчиковая гимнастика «Мы бумагу мяли, мяли…»
Пятница Беседы: «Бережное использование бумаги».
Конструирование-оригами: Пилотка из газеты
Чтение художественной литературы:
«Сказка про хламище – окаянище»
Просмотр видеороликов: «Земля в опасности»
Дидактическая игра «Сортировка мусора»
Дидактическая игра: «Применение бумаги»
Работа с родителями:
Помощь родителей в сборе сырья для проекта (газеты, журналы, обертки от конфет).
Консультация «История появления бумаги»
Опытно-экспериментальная деятельность на дому: Опыт «Бумага горит»; Эксперимент «Танцующая фольга»; «Секретное послание»; «Цветы на воде», «Состаривание бумаги».
3) Заключительный этап: создание коллекции «Виды бумаги»; создание лэпбука «Все о бумаге».
Вывод
Я считаю, что цель нашей работы достигнута. Вместе с детьми мы нашли новое применение бумажным отходам, которые скапливаются дома, в детском саду или выбрасываются в мусор - это изготовление новой бумаги.
В результате проделанной работы мы познакомились с историей возникновения бумаги, познакомились со способом производства бумаги.
Изучив различные источники, вместе с детьми научились делать бумагу в условиях детского сада из вторичного сырья.
Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на занятиях, что позволит сэкономить природные ресурсы нашей страны.
Дети поняли главную экологическую задачу - использовать бумагу нужно экономно, так как её производство ведёт к глобальной проблеме – исчезновению лесов и загрязнению воздушного пространства Земли. Только усилия каждого человека могут повлиять положительно на бережное отношение к бумажному сырью, а использование вторичного сырья для получения бумаги поможет сохранению лесов, чистого воздуха.