Прибыл Ирина
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Тайны Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЕЛОЧКА»
Познавательно-исследовательский проект
в средней группе
№2 «Смешарики»
«Тайны осени»
Воспитатели:
Прибыл И. М.
Торбина О. В.
Сентябрь - Октябрь 2020
1. Тип проекта :
групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательно-творческий. (сентябрь - октябрь)
2. Актуальность проекта :
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „Тайны Осени“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема. Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов «золотая осень», «унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
3. Проблема:
«Что нам осень принесла?»
4. Участники проекта :
Воспитатели, дети, родители
5. Цели проекта :
Дать детям элементарные представления об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года. Развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы. Прививать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
6. Задачи проекта :
- Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
- Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе.
- Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Способствовать формированию умения передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать эстетическое восприятие.
- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.
7. Предполагаемый результат:
- расширить и закрепить знания и представления детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- Подборка фотографий, литературы;
- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;
- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
- Рисование на тему «Золотые краски осени»
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
- Чтение художественной литературы
- Просмотр мультфильмов
- Беседы
- Рассматривание альбомов и картин
- Наблюдение
- Экспериментирование
- Сбор природного материала
- Рисование
- Лепка
- Конструирование
- Дидактические игры
- Пальчиковые игры
- Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года», «Осень» Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад».
- Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
- Работа по созданию гербария.
Мероприятия по работе с родителями:
- Привлечение родителей к пополнению центра природы;
- участие в выставке работ на тему «Осеннии фантазия», подборка иллюстраций, литературы;
- разучивание стихотворений об осени;
- подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»;
- организация выставок детских работ: рисунков, поделок из пластилина, природного материала;
- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
- Привлечение родителей к изготовление поделок природного материала «Осеннии фантазии»
3. Заключительный этап:
Продукт проектной деятельности :
- оформление выставки детских творческих работ
- Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года» «Осень», Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад».
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
План работы с детьми по осуществлению
проекта
«Тайны осени».
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
«Здравствуй, Осень, золотая»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
«В гости к Ежику (Грибы)
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
«Овощи, фрукты, ягоды, орехи»
Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах, орехах.
Цикл наблюдений:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Наблюдение за цветником
Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Наблюдение за перелетными птицами
Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении
жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Наблюдение за деревьями осенью
Цель: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Наблюдение за насекомыми
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.)
Беседы:
«Осень»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях
«Почему птицы улетают на юг»
Цель: Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».
«Что изменилось в осеннем лесу»
Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.
«Осенний урожай»
Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе
«Почему деревья сбрасывают листья»
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц-нет?»
«Почему я люблю (не люблю)осень?»
Целевые прогулки:
«Путешествие по осенней экологической тропе».
Цель: Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени.
«Осенние приметы»
Цель: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте; воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними; передавать в высказываниях свое отношение к природе.
«Мы заботимся о птицах»
Цель: формировать умение устанавливать связь между поведением птиц и изменениями в природе осенью.
Экспериментальная деятельность
«Простые опыты с природным материалом».
Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.
«Листья кружатся, летят»
Цель: Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
«Гигрометр из шишки»
Цель: установить что происходит с шишкой в воде
Дидактические игры:
«С какого дерева листок?»
Цель: Учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
«Огород-огород, очень много с ним хлопот»
Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.
"Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Речевое развитие
«Поговорим про осень»
Цель. Создать условия для успешного речевого развития, активизировать познавательные способности детей в процессе занятия.
«Фрукты и овощи», «Грибы», «Орехи»
Цель: Развитие речи, закрепить представление об овощах и фруктах
«Перелётные птицы»
Цель:
совершенствование грамматического строя речи, составление описательного рассказа с опорой на схему; активизация словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы».
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Осень» (отрывок)
И. Демьянов «Осень»
А. Барто «Шуточка про Шурочку»
А. Фет «Ласточки пропали»
А. Плещеев «Осенняя песенка»
И. Бунин «Листопад»
А. Твардовский «Ноябрь»
Н. Грибачев «Рыжие листья»
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
В. Сутеев «Яблоко»
В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)
Н. Сладков «Осень на пороге»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
Загадки, пословицы, поговорки;
Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям
Словесные игры:
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.
Игра «Сложное слово»
Цель: Закрепить умение детей образовывать сложные слова.
Игра «Интересные загадки»
Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи»
Игра: «Вершки-корешки».
Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле).
Игра: «Кто солнышко разбудил?»
Цель: развивать речь, учить четко произносить звуки, Развивать фантазию, воображение.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин «Овощи и фрукты»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
«Осеннее путешествие в лес»
Цель: создание условий для активной, творческой, игровой деятельности.
«Магазин. Хлеб»
Цель: Учить творчески отражать в игре полученные знания. Продолжать учить развивать сюжет и замысел игры. Учить отражать в игре труд пекарей.
Дидактические игры:
«Времена года»
Цель:
различать изменения природы в разные времена года;
уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;
«Грибная полянка»
Цель: Продолжать учить распознавать и называть грибы : подберёзовик,подосиновик, белый гриб, лисички, маслята, опята. Закреплять названия деревьев: дуб, осина, берёза, сосна, ель.
«Узнай по описанию»
Цель:
Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.
«Когда – это бывает?»
Цель:
Закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
Игры - драматизации по произведениям:
«Три поросёнка» (с англ. С. Михалков)
«Под грибом» (В. Сутеев)
«Мешок яблок» (В. Сутеев)
«Колосок» на стихотворения Е. Благининой.
«Репка».
Трудовая деятельность:
Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листьев для гербария).
Уборка опавшей листвы.
Подготовка клумбы группового участка к зиме.
Укрывание корней деревьев упавшей листвой.
Беседа:
Тема: «Осенние хлопоты человека»
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
Беседы по ОБЖ:
«Осторожно, ядовитые растения!»
Цель: познакомить детей с ядовитыми растениями; учить детей внимательно относиться к незнакомым растениям в природе; познакомить с правилами безопасного взаимодействия с ядовитыми растениями.
«Правила поведения в лесу»
Цель: Закрепление знаний детей о правилах поведения в лесу.
«Берегись насекомых»
Цели: формировать представление о разнообразных насекомых; дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Художественно-эстетическое развитие
ООД "Поляна грибов" (лепка)
Цель: Учить детей лепить грибы скульптурным способом. Развивать целостность восприятия. Учить соотносить цвет пластилина с цветом реального объекта.
ООД «Золотая осень» (рисование)
Цель: Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья.
Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
Е. Волков «Октябрь»,
С. Жуковский «Лесное озеро»,
В. Поленов «Золотая осень»,
И. Бродский «Золотая осень» и др. ;
Слушание музыкальных произведений:
Пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;
хороводная игра «К нам осень пришла»;
П/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»;
«Как одеваться осенью».
«Чтобы не болеть».
Подвижные игры:
«Листопад»
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.
«Длинная змейка»
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
«Филин и птицы»
Цель: развивать двигательные, коммуникативные и творческие способности.
«Заколдованная башня»
Цель: развивать двигательные способности, вырабатывать умения владеть мячом и работать в команде.
Физкультминутки:
«Клен»
-Ветер тихо клен качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз-наклон
И – наклон
И два – наклон
«Листопад»
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
«Мы, листики осенние»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
«Осенний букет»
«Капуста»
«Грибы»
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей «Чем можно занять ребенка на прогулке осенью?»
«Как правильно одеть ребенка осенью?»
Изготовление папки-передвижки на тему «Осень».
Конкурс семейных поделок «Осенние фантазии».
Привлечь родителей к пополнению центра природы, к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин овощей», сшить одежду для кукол по сезону - осень.
3. Заключительный этап.
1. Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности :
-выставка рисунков «Вот какая наша осень»
-альбом «Осень разная бывает»
-выставка поделок «Осенняя фантазия»
2. Анализ результатов работы.
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.