Луиза Курбанбаева
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе на тему «Заповедники Татарстана»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете. Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Дети в наше время должны любить нашу планету, тот её уголок, где мы живем, где мы провели своё детство. Изучать мир природы можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе на тему „Заповедники Татарстана“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Татарстан
- Темочки
Проект «Заповедники Татарстана» направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитан на 1 учебный год (долгосрочный). Он носит комплексный характер - включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей, родителей.
На первом этапе работы были проведены беседы на тему проекта с детьми и родителями, были поставлены цели сформировать у каждого дошкольника элементарные навыки природозащитной деятельности, чтобы дети научились предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.
Второй этап нашей проектной деятельности был направлен на формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также основ экологического образования через продуктивную деятельность.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности и бесспорно экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающим миром. Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.
Проект «Заповедники Татарстана» направлен на развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей подготовительной к школе группы дошкольного возраста, через ознакомление с заповедниками родного края и его достопримечательностями.
Актуальность
1. Участие в проекте позволит расширить представления о заповедниках Татарстана.
2. Позволит выявить редкие и исчезающие виды растений и животных, обитающих в заповеднике.
3. Привить детям дошкольного возраста экологическую культуру.
Цели: формирование экологической культуры у воспитанников и элементарных представлений о природоохранной территории «Заповедники Татарстана». Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Задачи:
1. Сформировать представления детей непосредственно о заповедниках Татарстана.
2. Познакомить со страницами Красной книги Татарстана, с дикими животными, занесенными в Красную книгу нашего края.
3. Привить детям бережное и грамотное отношение к природе.
4. Сформировать экологическую культуру и активную жизненную позицию у детей по отношению к экологическим проблемам.
5. Привлечь подрастающее поколение к научно-исследовательскому и
практическому участию в решении природоохранных задач:
- формировать представления о растениях и животных, находящихся
в заповедниках Татарстана;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
- реализовывать в образовательной области «Познавательное развитие».
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Этапы проекта :
1. Подготовительный
2. Познавательно-исследовательский
3. Обобщающий
Этапы реализации проекта
I этап
Сентябрь 2020г.
Выявление проблемы, формулировка цели, задач.
II этап
Октябрь 2020г.
Разработка проекта. Подбор методической литературы.
III этап
Ноябрь-декабрь 2020г.
Создание в группе предметно-развивающей среды.
IV этап
Январь-апрель 2021 г.
Выполнение проекта. Практическая часть.
V этап
Май 2021 г
Итоги и презентация работы.
Основные формы организации
1. Организованные деятельности детей
2. Экологическая викторина, игры
3. Экскурсии
4. Анкетирование родителей
5. Беседы с рассматриванием картинок
6. Чтение художественной и научной литературы
7. Просмотр презентаций и видео фильмов про заповедники Татарстана и их обитателей
8. Продуктивная деятельность.
Обеспечение материальной базы
1. Иллюстрации
2. Наглядные пособия
3. Книги
Участники проекта
1. Дети
2. Воспитатели
3. Родители воспитанников
Ожидаемы результаты
1. Сформируются знания о заповедниках Татарстана.
2. Пополнятся знания об исчезающих животных и растениях.
3. Будут собраны и оформлены наглядные пособия для детей.
Содержание работы по проекту
№ Работа с детьми Сроки
1. ОД «Знай природу родного края». Март
2. Экологическая викторина «Знатоки природы». Февраль
3. Детская игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия в заповедники Татарстана», «Экскурсовод». Январь
4. Беседа «Заповедные места родного края», «Красная книга Татарстана». Январь
5. Экскурсия на участке. Исследовательская деятельность по правилам поведения в природе. Апрель
6.
Рассматривание в книжном уголке книг, иллюстраций о животных, птицах, растениях, деревьях заповедников Татарстана. Февраль-март
7. Показ слайдов-презентаций с фотографиями заповедников Татарстана. Февраль
Работа с родителями
1. Экскурсия родителей с детьми. Май
2. Создание альбома «Я люблю животных». Апрель
3. Рисование совместно с родителями. Март
4. Анкетирование «Эколого-краеведческое воспитание дошкольника». Май
Пополнение развивающей среды
1. Собрать материал о заповедниках Татарстана. Январь-апрель
2. Оформить альбом «Животный и растительный мир
Заповедников Татарстана». (Иллюстрации с Май
изображениями животных и растений).
План работы
Этапы Форма работы Задачи Сроки
1. Заповедники Татарстана
1. Беседа «Заповедные места родного края». Знакомство детей с заповедниками Татарстана. Формировать знания о цели создания заповедников. Январь
2. Работа с картой Татарстана. Найти с детьми на карте заповедники Татарстана и отметить значком. Январь
3. Рассматривание с детьми иллюстраций о животном и расти-тельном мире заповедников. Формировать знания детей о живой природе заповедника. Воспитывать экологическую культуру. Февраль-март
4. «Красная книга Татарстана». Углубить представления о Красной книге. Рассказать о редких видах растений и животных, занесенных в Красную книгу. Январь
5. Просмотр слайдов-презентаций с фотографиями заповедников Татарстана. Формировать знания детей о живописных местах, животный и растениях заповедников Татарстана. Март
2. 1. Экологическая викторина «Знатоки природы». Закреплять знания детей о растительном и животном мире заповедниках Татарстана. Активизировать мышление. Формировать активность детей. Апрель
2. Оформление альбома «Я люблю животных». Посредством художественно-творческой деятельности развивать у детей интерес к животным. Воспитывать любовь к живой природе. Апрель
3. 1. ОД «Знай природу родного края» Закреплять знания детей о животном и растительном мире заповедников Татарстана. Воспитывать доброе отношение к живой природе. Развивать любознательность. Март
2. Анкетирование «Эколого-краеведческое воспитание дошкольника». Выявить отношение родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников и его реального осуществления в семье. Март
3. Детская игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия в заповедники Татарстана», «Экскурсовод». Формировать инициативность, умение организовывать игру, выбирать разнообразный строительный материал, планировать этапы своих действий. Совершенствовать дружеские взаимоотношения. Январь-февраль
4. Посещение детей с родителями заповедников. Закрепить правила поведения в заповеднике. Развивать познавательный интерес, экологическое мышление. Воспитывать доброе отношение к природе. Познакомить с достопримечательностями заповедников Татарстана. Май
5. Экскурсия на участок детского сада. Исследовательская деятельность по правилам поведения в природе. Уточнить представление об экологических запретах. Формировать умение правильно вести себя в природе в необходимости выполнения правил поведения в природе, бережно относится к ней, ценить ее красоту. Апрель
4. Презентация работы. Создание альбома «Животный и растительный мир заповедников Татарстана» Формировать знания детей о живой природе родного края, о редких видах растений и животных заповедников Татарстана. Май
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Труды Волжско-Камского Государственного Биосферного Заповедника. // Выпуск 7, Казань, Фолиант- 2016
Прохоров Е. В. Неизвестные соседи. // Тираж 24 экз. Отпечатано ИП Гариповой Г. Г. г. Казань, пр. Победы, 30 - 2017г.
Природа и природные ресурсы Республики Татарстан. Иллюстрированная энциклопедия. // Казань, Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Фолиант - 2019
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. //Д-Л. 2016
Дубынин А. Нам заповедали, мы заповедуем. //Наш край. -2004.-№41
Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. //М. -2009
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. //М. -1999
Николаева С. Н. Юный эколог. //М. -1999