Елена Карандей
Познавательно-исследовательский проект «Удивительные природные явления»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №164 города Тюмени
Познавательно-исследовательский проект «Удивительные природные явления»
Автор: Карандей Елена Викторовна
Тюмень – 2020
Информационная карта проекта
«Удивительные природные явления»
Актуальность
«Любовь к родной стране, начинается с любви к природе»
Паустовский К. Г.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Удивительные природные явления“» размещена в разделах
Наш Тюменский край удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Проблема
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Ведь на данном этапе развития у большинства детей расширяется познавательный интерес, объяснений данных в рамках образовательной программы им стало недостаточно.
Цели и задачи проекта
Цель:
развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
- Обогащать знания детей о происхождении различных природных явлений;
- Развивать умение делать выводы в ходе опытно-экспериментальной деятельности;
- Закреплять правила безопасного поведения в процессе проведения опытов;
- Развивать интерес к исследовательскому поиску;
- Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Развивать дружеские отношения в коллективе;
Методы и формы работы
наглядный, игровой, практический; поисково-исследовательская деятельность, опытно-экспериментальная деятельность.
Ожидаемые результаты
- повышение познавательной активности детей;
- обогащение знаний детей о природных явлениях;
- умение детей самостоятельно добывать информацию
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проектной группы: воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (с 9.01 по 28.02)
I. План-график мероприятий.
I этап. Предварительный:
1. Изучение литературы по теме;
2. Подбор материалов, пособий, игр по теме;
3. Мониторинг знаний детей.
II этап. Основной.
Сроки исполнения Виды образовательной деятельности
1 неделя
С 9.01 по 16.01
Раздача детям индивидуальных исследовательских проектов.
Раздача родителям памяток по оформлению индивидуального проекта, задания для оформления выставки.
Просмотр презентации «Удивительная природа».
Беседа «Что мы знаем о природных явлениях»
2 неделя
С 20.01 по 24.01 Сказка "Приключения капельки".
Дидактическая игра «Капелька воды».
Эксперимент «Круговорот воды в природе»
Рисование «Круговорот воды в природе»
Презентация проекта «Смерч» - Рябова Алексея
«Торнадо» - Павлюка Мирона
Просмотр видеофильма о торнадо.
3 неделя
С 27.01 по 31.01
Пальчиковая гимнастика «Явления природы»
Изготовление ветряных мельниц
Наблюдение за силой ветра
Эксперимент «Отправляемся в полет»
Индивидуальный проект Опариной Маши и Морозова Артёма
Электронная презентация «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?».
Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.
Картины, иллюстрации по теме (знакомство детей с природой родного края в разное время года, «Растения – синоптики».
Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень».
Рисунки детей.
Просмотр фотографий: виды облаков.
Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».
Рисунки-загадки. Выставка рисунков.
4 неделя
С 3.01 по 7.02 Эксперимент «Вулкан»
Рассказ о извержении вулкана.
Загадки о природных явлениях.
Беседа «Где какие явления можно встретить»
Индивидуальный проект, презентация Снопова Матвея
5 неделя
С 10.02 по 14.02
Презентация индивидуальных проектов Джабуев Бага
Презентация индивидуального проекта «Откуда берутся сосульки?» Данильченко Александры
Эксперимент «Личная радуга»
Аппликация «Радуга»
Дидактическое задание «География природных явлений»
6 неделя
С 17.02 по 21.02
Презентация индивидуальных проектов - Раков Андрей, Волкова Маша
Эксперимент «Молния»
Эксперимент «Статическое электричество»
Просмотр видеоролика «Природные явления»
7 неделя
С 24.02 по 28.02
Презентация индивидуальных проектов – Елышев Марк
Презентация индивидуального проекта «Миражи» Беседа «Три состояния воды, дождь, виды дождя»
Эксперимент «Выращивание кристаллов»
Изготовление леденцов-кристаллов.
Презентация индивидуального проекта «Ледяные столбы в океане» Шевнина Тимофея
Просмотр видеофильма.
Экологическая сказка «У природы нет плохой погоды»
Викторина «Природные явления»
Оформление фотовыставки «Прекрасное рядом»
III этап. Заключительный.
1. Фотовыставка «Прекрасное рядом»
2. Выставка творческих работ.
3. Оформление методической копилки.
II. Оценка результатов
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты:
1. Создана предметно – развивающая среда для знакомства детей с особенностями природных явлений;
2. Сформированы устойчивые знания и интерес к изучению природных явлений ;
3. Повысилась познавательная активность детей;
4. Сформированы навыки самостоятельной поисковой деятельности.
5. Установлены дружеские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных мероприятий.
III. Приложения
Темы индивидуальных проектов:
1. Что такое молния?
2. Солнечное затмение – что это?
3. Как образуется туман?
4. Что такое звездопад?
5. Почему радуга цветная?
6. Откуда появляется роса?
7. Как образуется торнадо?
8. Почему извергаются вулканы?
9. Что такое цунами?
10. Как получается северное сияние?
11. Откуда берутся сосульки?
12. Что такое миражи?
13. Шаровая молния – что это?
14. Когда появляется иней?
Реализация проекта
Краткое содержание
Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой, как цветы,
выросли все наши человеческие таланты.
(Пришвин М. М.)
План реализации проекта
Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений о природных явлениях.
Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Введение в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:
- Что знаю о природных явлениях?
- Что хочу узнать о них нового?
- Как я об этом узнаю?
Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности: Что знаю о природных явлениях? Что хочу узнать о них нового? Как я об этом узнаю? Каким способом я это узнаю? Детям были розданы темы индивидуальных исследовательских проектов.
Родителям были розданы памятки и проведены индивидуальные консультации по оформлению индивидуального проекта, были даны задания для оформления выставки.
Просмотр презентации «Удивительная природа» происходил в группе в течение образовательной деятельности, проведена беседа «Что мы знаем о природных явлениях», загадывание загадок о природных явлениях.
На втором этапе проводились беседы с родителями о важности данной проблемы, привлечение их к помощи в поиске информации по теме проекта, изготовление совместно с детьми макетов и плакатов по темам, разучивание стихотворений и сочинение рассказов по заданной теме по каждой теме. Родители с детьми проводили опыты и эксперименты, создавали презентации по выбранной теме, рисовали плакаты, готовили сообщения
Кроме того, определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта. Также проходила презентация индивидуальных проектов детско-родительских проектов (приложение 1)
Третий этап строился на основе интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Образовательная деятельность осуществлялась педагогами в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.
Для активизации активного словаря детей использовалось составление описательных рассказов о необычных природных явлениях, речевые упражнения «Угадай по описанию», придумывание сказок и историй, использование раскрасок, как образца. Были подобраны подвижные игры на тему «Космос» (приложение 2, дидактические игры (приложение №3) и создана картотека опытов (приложение 1).
На заключительном этапе проекта состоялось; сюрприз для родителей-просмотр фильма-подведение итогов (опыты, результаты продуктивной деятельности; выставка детского творчества по заданной тематике; создание мини-музея «Загадочные и таинственные».
Приложение 1.
1 индивидуальный проект – «Что такое молния?»
Срок подготовки творческой работы 1 неделя
Раков Андрей
Вопросы, которые помогут вам в подготовке творческой работы:
• Что такое молния?
• Как она образуется?
• Какие имеет формы?
• Почему появляется молния?
• В каких местах можно увидеть её?
• Где она формируется?
• Как уберечься от молнии?
Виды оформления творческой работы:
1. Альбом
2. В электронном виде - презентация
3. Презентация
Средства используемые для оформления:
- фото, картинки,
- описательные рассказы,
- стихи,
- загадки,
- пословицы,
- игры,
- рисунки,
- сказки и т. д.
Представление своей работы:
- ребёнок вместе с родителями.
2 индивидуальный проект «Как образуется торнадо?»
Срок подготовки творческой работы 2 недели.
Павлюк Мирон
Вопросы, которые помогут вам в подготовке творческой работы:
• Что такое торнадо?
• Из чего он образуется и как?
• Последствия торнадо?
• Где происходит самое большое количество торнадо?
Виды оформления творческой работы:
1. Рассказ
2. Опыт «Торнадо в воде»
3. Видеофильм
Презентация
Средства используемые для оформления:
- фото, картинки,
- описательные рассказы,
- стихи,
- загадки,
- пословицы,
- игры,
- рисунки,
- сказки и т. д.
Представление своей работы:
- ребёнок вместе с родителями.
3 индивидуальный проект «Откуда берутся сосульки?»
Срок подготовки творческой работы 2 недели
Данильченко Александра
Вопросы, которые помогут вам в подготовке творческой работы:
• Что такое сосульки?
• Из чего они образуются?
• Какие имеют формы?
• Почему появляется сосулька?
• В каких местах можно увидеть сосульки?
• Чем опасна сосулька?
Виды оформления творческой работы:
1. Стенгазета, рисунки
2. В электронном виде
3. Презентация
4. видеофильм
Средства используемые для оформления:
- фото, картинки,
- описательные рассказы,
- стихи,
- загадки,
- пословицы,
- игры,
- рисунки,
- сказки и т. д.
Представление своей работы:
- ребёнок вместе с родителями.
4 индивидуальный проект ««Какие бывают облака?»
Срок подготовки творческой работы 2 недели
Опарина Мария
Вопросы, которые помогут вам в подготовке творческой работы:
• Что такое облака?
• Откуда берутся облака?
• Какие они бывают?
• Как они образовываются?
• Какие есть виды облаков?
Виды оформления творческой работы:
1. Альбом
2. В электронном виде
3. Презентация
4. Стихотворение про облака
5. Видеофильм
Средства используемые для оформления:
- фото, картинки,
- описательные рассказы,
- стихи,
- загадки,
- пословицы,
- игры,
- рисунки,
- сказки и т. д.
Представление своей работы:
- ребёнок вместе с родителями.