Татьяна Пелевинова
Познавательно-исследовательский проект «Снежинка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект (старшая группа)
Муниципальное автономное образовательное учреждение «21 «Теремок» города Дубны Московской области
Познавательно-исследовательский проект «Снежинка»
(старшая группа)
Автор проекта : воспитатель высшей квалификационной категории Пелевинова Т. И.
январь 2016 г.
«Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты
Мы как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке.
Мы полетели на поля,
И стала белою земля»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Снежинка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Название проекта : «Снежинка»
Тип проекта : исследовательский
По продолжительности: краткосрочный (январь 2016 г.)
По количеству участников: групповой
Участники проекта : дети, воспитатель, родители
Проблема: Зима принесла холода и много снега. А героиня этого белоснежного сверкающего «покрывала» - маленькая снежинка. Увидеть, заместить, рассмотреть и понять, почему снежинка маленькая, но такая «смелая», такая хрупкая и такая нужная. А еще неповторимая и красивая эта ледяная звездочка.
Актуальность. Природа делает нас лучше. Учит видеть и замечать красивое, думать, наблюдать, беречь то, что так радует и восхищает. Значит делает нас добрым.
Цель проекта : узнать тайну рождения снежинки. Учить детей видеть красивое, наблюдать, беречь. Разумно и бережно относиться ко всему, что нас окружает и в первую очередь к природе. Природа – это большое чудо из чудес. Как добрая волшебница они и зимой создает красоту, покрывает землю белым чистым, сверкающим на солнце снегом. Помочь увидеть маленькую снежинку во время большого снегопада, полюбоваться ее красотой и захотеть узнать, как она рождается.
Задачи: расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, вьюга, метель). Учить наблюдать, развивать любознательность. Использовать произведения художественной литературы, музыку, народные приметы.
Ожидаемые результаты:
Познавательно-исследовательские беседы на основе наблюдений за неживой природой, а так же продуктивная деятельность расширили и улучшили знания детей о снежинке, ее происхождение и творчески обогатили.
План реализации проекта.
1. Чтение стихотворений о зиме, снеге, снежинке. отгадывание загадок о зиме.
2. Рассматривание зимних пейзажей и иллюстраций о зиме, снежинок на открытках.
3. Наблюдение за снегопадом из окна, во время прогулок. Рассматривание снежинок через лупу.
4. Продуктивная деятельность:
- «Красивые снежинки» рисование
- «Лепим снежинку»
- «Вырезаем лучики для снежинки»
- Коллективная работа «Снегурочка»
5. Организованная деятельность «Путешествие со снежинкой».
6. Подгрупповое выступление на конференции в ДОУ «Теремок»
7. Привлечение родителей к подготовке выступающих детей на конференции.
Сбор, накопление материала
- «Снежинка» в поэзии
- «Снежинка» в иллюстрациях художников
- Сбор научных сведений о «рождении» снежинки.
Защита нашего проекта была осуществлена на конференции в музыкальном зале, где зрителями были дети старших и подготовительной групп, а в жюри были:
1. Самсонова Наталья Вячеславовна (психолог)
2. Коровин Ирина Владимировна (методист)
3. Четверикова Ирина Александровна (логопед)
4. Наша группа из трех выступающих : Насти Сироткиной, Вероники Батуровой, Миши Струнникова под красивую нежную мелодию начали рассказывать о снежинке.
– Вы хотите знать тайну рождения снежинки? Слушайте внимательно.
Высоко под землей, где очень холодно, водяные пары превращаются в крохотные льдинки. Они маленькие, как пылинки. Их называют алмазной пылью. Если мороз не очень сильный ледяные пылинки попав в тучу обрастают новыми иголочками и становятся все больше и больше.
Так рождаются снежинки. Они похожи на белые звездочки. Снежинки кружевные, разные с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветочков.
В ясный морозный день, если побежать по снежной дорожке, можно услышать как снег скрипит под ногами. Это ломаются маленькие лучики холодных звездочек.
А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск, хруст.
Так выступала Настя Сироткина. А Вероника Батурова продолжала:
- Я узнала, что снежинка превращается в капельку воды, если упадет на теплую ладошку. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки.
А снег! Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок, они падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие.
Они тоже падают из туч, как дождь. Но так тихо, нежно и красиво!
Мы говорим: «Идет снег», падает снег, на улице снегопад.
А это снежинки – холодные ледяные звездочки рисуют картину зимы белилами.
13 января мы рассматривали на прогулке снежинки через лупу. Искали самую красивую. Наблюдали за полетом снежинок.
А дальше рассказ продолжил Миша Струнников:
В Кунгурской ледяной пещере на стенах (что на Северо-Западном склоне Урала) вырастают самые крупные снежинки, величиной с ладонь.
В одном снегопаде снежинки могут быть различными от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 форм снежинок.
Лучей у снежинки ровно 6. Это я видел, когда наблюдал за снегопадом.
Вывод нашего проекта.
Мы узнали, что снежинка, которая падает на землю рождается из водяных паров высоко над землей, где царит сильный холод. Крохотные льдинки – кристаллики очень малы.
Но 6-угольный кристаллик все время растет и наконец становиться холодной звездочкой – снежинкой.
Снег, покрывший землю очень нужен всем растениям, животным. Он сохраняет тепло. Спасибо тебе, маленькая снежинка!
Настя рассказала стихотворение «Снежинка» Бальмонта и девочки в костюмах «снежинок» - белоснежных платьях закружились под нежную мелодию. Так завершилось наше выступление.
Дети от зрителей получили аплодисменты. А жюри наградило выступающих подарками.
Приложение.
Наблюдения на прогулке.
1. Ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно.
Слушаем как зазывает ветер – это метель.
Использование художественного слова: «А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
(С. Есенин)
Слова для обогащения словаря: поземка, буря, вьюга, пурга, метелица.
«Заметает пурга
Белый путь
Хочет в мягких снегах
Потонуть.»
(С. Есенин)
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя…»
(А. С. Пушкин)
Использование загадок.
В поле снежную постель
Стелет зайчикам … (метель)
Кто бросает снег в лицо?
Наметает на крыльцо»
(Вьюга)
Я, как песчинка, мал, а землю покрываю.
(Снег)
2. Наблюдение за падающими снежинками, как они тают на теплой ладошке, как растут сугробы, как блестит снег на солнце.
Игра «Подбери слово к снежинке» (легкая, лучистая, холодная, белая и т. д.)
Игра «Поймай снежинку»
Учимся наблюдать и отвечать на вопросы:
- Что такое снегопад? (когда снег падает сплошной пеленой)
Загадки про снежинку.
1. «Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала.»
2. Они хрупки и музыкальны
Когда на них не наступи
Скрипят, то нежно, то печально
Как коростель с ночной степи.
3. Как пушинки мы легки
Нас колышут ветерки
Белой стайкой мы летим
Лечь на землю не хотим.
Игры:
1. «Выложи снежинку» (из веточек, палочек)
2. Придумай предложение со словом снежинка
Чтение произведений писателей «Снег» С. Аксаков
«Где рождается снег» М. Гумилевская
«Летят снежные пушинки» В. Архангельский
«Снежные узоры на окнах» М. Гумилевская
Занятие.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
«Красивые снежинки».
(Старшая группа 5-6 лет)
Подготовила и провела воспитатель
высшей квалификационной категории
Пелевинова Т. И.
январь 2016
Программные задачи: Учить рисовать тонкой кистью снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными).
Познакомить со строением снежинки (у нее 6 одинаковых лучей). Продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать аккуратность, воображение, фантазию. Учить оценивать, выбирать.
Раздаточный материал: гуашь, тонкая колонковая кисть, синий и фиолетовый картон 10х30, баночки с водой, ватные палочки, «маленькие солнышки» (по кол-ву детей в группе).
ОСОД ООД:
Дети стоят полукругом. Чтение педагогом стихотворения Г. Абелян «Снежинка».
— Опустись, снежинка,
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,
Отдохни немножко.
— Ишь, какая хитрая!
Думаешь, не знаю:
На ладошке теплой
Сразу я растаю.
Вопросы детям:
- О чем это стихотворение? (о снежинке).
- Почему снежинка не хотела опускаться на ладошку? (от теплоты рук она тает).
Предложение:
- Давайте нарисуем снежинки, которые не растают даже в самый жаркий летний день. Но сначала послушайте, что расскажет нам Вероника о снежинке (девочка заранее подготовила небольшой рассказ).
- Снежинки бывают как звездочки с шестью лучами, как цветочки с шестью лепестками, как иголочки и даже, как тонкие пластинки. А если несколько снежинок прилепились друг к другу - получаются хлопья снега. А еще они все очень, очень разные, но все с шестью лучами.
Воспитатель продолжает:
- Давайте же будем сейчас художниками-волшебниками. Сотворим маленькое чудо. Нам в этом помогут тоненькие кисточки, белая гуашь, зоркие глазки, умелые старательные пальчики рук.
Дети занимают места за столами, где приготовлен материал для творчества.
Напоминание: чтобы получалась тонкая линия лучика снежинки, нужно кисточку кончиком поставить на лист вертикально (показать как получаются тоненькие линии).
Поощрение: «Очень красивая! Молодец! Все лучики у снежинки одинаковые, узорчатые!»
Самостоятельная деятельность детей.
Под нежную мелодию дети заканчивают рисовать снежинки большие, маленькие, средние и воспитатель предлагает выложить снежную дорожку, полюбоваться и найти самую красивую снежинку. Положить около нее «маленькое солнышко».
«Закружились, завертелись
Белые снежинки.
Заблистали, словно жемчуг
Легкие пушинки.
Улеглись повсюду
Все дивятся чуду.»
Этими словами педагог заканчивает организованную творческую деятельность.
Использованная литература.
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дощкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мокайка-Синтез, 2014 г.
2. «С любовью к природе» Под ред. И. Д. Зверева М. «Педагогика», 1976 г.