Наталья Павлова
Познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Время-невидимка»
▼ Скачать
МБДОУ «Детский сад №23»
Познавательно-исследовательский
«Время-невидимка»
Подготовила: воспитатель I кв. категории
Павлова Наталья Сергеевна
г. Заволжье 2021 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста „Время-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Формирование временных представлений является частью математической подготовки дошкольников, а также ознакомления с окружающим. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку, она послужит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даст детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.
ЦЕЛЬ: формирование временных представлений детей старшего дошкольного возраста с посредством метода моделирования и экспериментальной деятельности.
ЗАДАЧИ:
определить степень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о времени;
создать условия для активного включения детей в познавательную деятельность (пополнить РППС новыми компонентами по теме, обучающими и игровыми материалами);
развивать устойчивый познавательный интерес детей к категории время;
расширять и углублять знания каждого ребенка, формировать умение работать с моделями;
формировать первичную практическую ориентировку во времени, представления об отдельных временных эталонах (части суток, дни недели, месяцы, времена года, год, их названиях, последовательности, отличительных особенностях;
формировать чувство времени; формировать начальные представления и понятия о некоторых свойствах времени (одномерность, текучесть, периодичность, необратимость);
объединить усилия педагогов и родителей воспитанников по формированию у детей временных представлений;
оценить эффективность педагогической деятельности по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА : воспитатель первой квалификационной категории Павлова Н. С.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети старше-подготовительной группы, воспитатели, родители.
ОБЪЕКТ: время.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный - сентябрь 2020года – август 2021 года.
ПРОЕКТ ОРИЕНТИРОВАН на практическую и деятельность детей (работа с моделями, дидактические игры, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность).
ТИП ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский, групповой.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ:
ООД, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа.
Игровые (дидактические игры); словесные (беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной и познавательной литературы); наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, презентаций, предметов, плакатов, иллюстраций); практические (моделирование, экспериментирование, продуктивная деятельность).
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
У детей сформируются представления о времени, его свойствах. Дети научатся ориентироваться во времени, определять время по часам. Дети научатся работать с моделями, моделировать сами. Приобрету представление о приборе измерения времени – часах, их истории.
Дети узнают, почему надо беречь время и как; приобретут дополнительные навыки творческой и исследовательской работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА :
I ЭТАП – Подготовительный
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Анкетирование родителей.
3. Выявление уровня сформированности временных представлений у детей.
4. Организация РППС, изготовление временных моделей, дидактических игр.
Работа с детьми над проектом началась с ответов на три вопроса:
1. Что мы знаем о времени? (время узнают по часам, они бывают разными – наручными, настенными, с кукушкой; по календарю можно узнать, какой день или месяц, или врем года; время нельзя увидеть).
2. Что мы хотим узнать? (как узнавали время, когда не было часов; можно ли время «увидеть»; может ли время бежать, прыгать, скакать; нужно ли время животным и растениям и др.).
3. Где это можно узнать? (в книгах; у родителей, бабушки с дедушкой; в интернете; посмотреть по телевизору и др.)
II ЭТАП – Основной
1. Содержание работы с детьми
ООД по ФЭМП с использованием временных моделей.
Беседы: по схемам, моделям для включения их в дальнейшем в разнообразные дидактические игры и дидактические упражнения, позволяющие совершенствовать временные представления детей на основе использования этих моделей; «Как жизнедеятельность людей меняется от времени суток», «Семейное дерево», «Мои любимые праздники», «Режим дня», «Что я буду делать завтра» и др.
ИОС: «Почему Незнайка опоздал в школу?», «Почему Незнайке скучно?», «Когда придет твой праздник?», «Когда Зиньке ждать холода?», «Зинька встречает весенних гостей», «Когда Зиньке вить гнездышко?» и др.
Экскурсии: в музей истории г. Заволжье: экспозиция «Как жили наши бабушки», магазин часов.
Дидактические игры: «Магнитный календарь», «Мой день», «Что за чем?», «Путаница», «Части суток», «Живая неделя», «Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Времена года», «В какое время года нужны эти предметы?», «Паровозик из Ромашкова», «Не ошибись!», «Будильник», «День и ночь», «Кто старше?», «Именинный круг» и др.
Продуктивная деятельность: рисование «Город вечером», «Времена года», «Часы», «Моя семья», конструирование из бросового материала «Часы» (песочные, водные).
Чтение художественной и познавательной литературы : С. Маршак сказка «Двенадцать месяцев», В. И. Даль сказка «Старик-годовик, С. Баруздин «Стихи о человеке и его часах», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», С. Прокофьева сказка «Часы с кукушкой», Е. Григорьева стихотворение «Завтра», Ф. Л. Баум сказка «Дедушка-Время», «Что такое завтра и вчера», Ю. Зюба «Четыре сестрицы».
Просмотр мультфильмов: «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев», «Дни недели для детей. Мишка и дни недели», «Времена года-названия месяцев», «Смешарики. Учим времена года и суток», «Профессор Почемучкин», «Уроки тетушки Совы-времена года».
Просмотр презентаций: «10 самых известных в мире часов», Календарь, дни недели», «Когда придет суббота?», «Почему происходит смена времен года?», «История часов», «Музей часов», «Минутки, часы, сутки» и др.
Мини-проекты :
«Я расту» - показать на примере фотографий детей в разном возрасте, что время движется вместе с нами, не стоит на месте, со временем мы меняемся, взрослеем.
«Такие разные часы» - познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем, выяснить роль часов в жизни человека, провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
Цикл экспериментов «Я и время» - доказать экспериментальным путем, что время - это категория, которую нельзя увидеть, но ее можно почувствовать.
2. Содержание работы с родителями
Анкетирование родителей
Родительское собрание в форме круглого стола «Река времени»
Консультации: «Временные модели в помощь при знакомстве со временем», «Дидактические игры, способствующие развитию временных представлений»
Семинар-практикум «Формирование временных представлений посредством моделирования и дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста»
Совместное развлечение «Делу – время, потехе – час!»
Совместная игра-викторина «Времена года»
Папки-передвижки: «Что такое время? Как помочь ребенку его познать», «Игры, которые помогут ребенку запомнить все о времени» Памятка: «Игры-минутки на закрепление представлений о времени»
Выставка «Все о времени» : «Временные модели», «Такие нужные календари», «Игры со временем», «Полочка умных книг» (художественной и познавательной литературы о времени).
Конкурс: «Лучшая модель времени года»
III ЭТАП – Итоговый
Итоговое занятие для детей «Что такое время?»
Совместное развлечение с детьми и родителями «Делу – время, потехе – час!»
Приглашение ребят старшей группы на экскурсию в музей «Хочу все знать и измерять», выставку «Временные модели».
Полученные результаты:
В результате проекта ребята пришли к выводу о том, что время - это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать и почувствовать через протяженность каких-либо действий, событий или явлений.
Дети научились точно воспроизводить последовательность частей суток, дней недели, месяцев, сезонов, начиная с любой из частей; пользоваться временными моделями и самостоятельно их создавать, использовать календарь для определения временных интервалов, называть, какое сегодня число, день недели, месяц.
Дети могут определять время по часам, пытаются планировать свою деятельность. А самое главное – дети научились беречь свое время и стараются проводить его с пользой.