Елена Петрова
Планирование по программе «Разговор о здоровье и правильном питании»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких. Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.
Публикация «Планирование по программе „Разговор о здоровье и правильном питании“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Планирование. Планы работ
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Программа «Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:
• научная обоснованность и практическая целесообразность;
• возрастная адекватность;
• необходимость и достаточность информации;
• модульность программы;
• практическая целесообразность;
• динамическое развитие и системность;
• вовлеченность семьи и реализацию программы;
• культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Формы обучения:
• практические занятия;
• творческие домашние задания;
• конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
• ярмарки полезных продуктов;
• сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
• совместная работа с родителями.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы "Разговор о правильном питании" в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Участники программы : воспитатели, дети старшей и подготовительной групп, родители.
Актуальность
Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от питания. Это доказывает актуальность и значимость специального обучения дошкольников основам правильного питания.
Цель программы : формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач :
• расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
• формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
• воспитывать у детей культуру здорового питания;
• просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей.
Календарно-тематическое планирование
на первый год обучения
Месяц Тема Цель Ответственные
Сентябрь 1. Знакомство с героями
Познакомить детей с героями программы.
Октябрь 2. Если хочешь быть здоров «Для чего мы едим?» Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
3. Поговорим о правильном питании Расширять представления о полезных продуктах.
Ноябрь 4. Самые полезные продукты
«Какие продукты полезны?»
Учить различать полезные и вредные продукты.
Дать знания о том, какие продукты нужно есть каждый день, какие продукты нужно есть не каждый день или в небольших количествах, какие продукты нужно есть не часто.
5. Квест - игра «Путешествие в страну здорового и вкусного питания»
формирование у детей представления о правильном питании, как основе здорового образа жизни.
Декабрь 1. Удивительное превращение пирожка. «Что происходит с пирожком, который мы съели?» Рассказать детям о необходимости и важности регулярного питания.
2. «Хочешь есть калачи не лежи на печи» Познакомить детей с пословицами о хлебе, обсудить их значение.
Январь 3. Кто жить умеет по часам Дать знания о том, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность, наш внешний вид. Рассказать о вреде переедания.
Февраль 4. Вместе весело гулять Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Формировать знания о здоровье, как его поддерживать и беречь.
5. Развлечение «Праздник чая»
Развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор, развивать творческие способности детей, память, смекалку, внимание; воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения
Март 1. Из чего варят кашу Формировать представление о том, из чего варят кашу; о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
2. «Поварята» Учить детей различать крупы, из которых готовятся каши; называть растения, из которых получают соответствующие крупы.
Апрель 3. «Угадай сказку» Предложить детям прослушать отрывки из сказок или рассказов, «героем» которых является каша, угадать название и автора произведения.
4. Беседа «Плох обед, если хлеба нет». Рассказать детям о полезных веществах, содержащихся в хлебе, о необходимости бережного отношение к хлебу, к людям, которые его делают.
Май 5. Праздник здоровья
Закреплять культурно-гигиенические навыки у детей, приобщать детей к занятиям физкультурой и, к здоровому образу жизни
Календарно-тематическое планирование
на второй год обучения
Месяц Тема Цель Ответственные
Сентябрь 1. Повторение Повторение правил питания
Октябрь 2. «Чем не стоит делиться?» Формировать знания детей о том, чем можно делиться с товарищем, а чем нельзя. Формировать представления об основных принципах гигиены питания.
3. «Какие правила я выполняю» Закреплять знания о правилах гигиены.
Ноябрь 4. Время есть булочки Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов.
5. Развлечение «Путешествие по улице «правильного питания».
Способствовать формированию у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного, здорового питания, как составной части здорового образа.
Декабрь 1. Беседа «Пора ужинать» Ужин, как обязательный компонент питания Рассказать детям о том, что ужин - время последнего приема пищи, какие продукты нужно есть на ужин.
2. «Морские продукты» Познакомить детей с продуктами моря, рассказать об их пользе и содержании в них редких минеральных веществ. Познакомить детей с блюдами, которые можно приготовить из морепродуктов
Январь 3. На вкус и цвет товарищей нет Беседа «Где найти витамины в разные времена года.
Формировать представления о времени созревания овощей и фруктов.
Закреплять знания о пользе овощей, фруктов, ягод; о том, что полезно есть разные овощи и фрукты круглый год.
Февраль 4. Как утолить жажду Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
5. Квест - игра "От здорового питания - к здоровому поколению"
Закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.
Март 1. Что помогает быть сильным и ловким «Меню спортсмена» Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни человека, какие продукты полезны при занятиях спортом.
2. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты
Закрепить знания детей о пользе овощей, фруктов, ягод.
Апрель 3. «Витаминный салат» Расширять представления детей о том, из чего делают салаты, из какой зелени салаты полезны весной.
4. Азбука правильного питания Закрепить знания о законах здорового питания; познакомить детей с полезными блюдами для праздничного стола. Упражнять детей в приготовлении салата.
Май 5. «Праздник урожая»
Закреплять умение различать овощи и фрукты, узнавать их по описанию, называть их. Закрепить знания о пользе овощей и фруктов для человека.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, научатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.
Предполагаемые результаты
1 год обучения 2 год обучения.
Дети должны знать - полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни
- основные правила питания;
- важность употребления в пищу разнообразных продуктов;
- роль витаминов в питании.
Дети должны уметь
- соблюдать режим дня
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные продукты соблюдать гигиену питания;
- готовить простейшие витаминные салаты;
выращивать зелень в горшочках.