Спичёва Татьяна
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Почему ёлочка вечнозелёная»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ёлочка вечнозелёная
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка детский сад № 5 «Ёлочка» города Ишима
Направление: «Экология»
Познавательно - исследовательский проект
ПОЧЕМУ ЁЛОЧКА ВЕЧНОЗЕЛЁНАЯ?
Авторы: коллектив детей старшей группы
«Улыбка» МАДОУ ЦРР д/с № 5 «Ёлочка»
Руководитель: Спичёва Т. А., воспитатель
Аннотация
Публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологии „Почему ёлочка вечнозелёная“» размещена в разделах
- Елка, елочка. Проекты
- Елочка, ёлки. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому когда у ребят возникают те или иные вопросы, «как? зачем? почему?», мы стараемся не просто дать ответ, а подтолкнуть их самостоятельно найти решение. Дети очень пытливы и проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познавательного интереса к окружающему миру, в формировании гуманного отношения ко всему живому и в проявлении осознанного поведения в природном окружении. Именно в дошкольном возрасте формируются знания о природе и социуме, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Экологическое образование детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Так возникла идея проекта.
Выбор темы
На прогулке мы с ребятами наблюдали и беседовали о закономерной особенности лиственных деревьев сбрасывать осенью листву и отдыхать всю зиму до весны. Матвей спросил, почему же тогда ёлка стоит вечнозеленая, не сбрасывает иголки? Женя ответила, что возможно ёлка не спит зимой. А Ксюша добавила, что без иголок ёлочка замерзнет. Ребята заинтересовались этим явлением в природе и решили всё выяснить; найти информацию и рассказать всем ребятам об интересной особенности хвойных деревьев.
Выдвижение гипотезы
Дети стали рассуждать, выдвигать различные предположения. Предположили, что ёлка и другие хвойные зимой не отдыхают, как лиственные деревья и стоят вечнозелёные. Ребята вспомнили, что под ёлкой и сосной всегда много сухих хвоинок, возможно хвойные сбрасывают только часть иголок, если дерево сбросит все иголки, то замёрзнет зимой.
Цель нашего исследования
Расширить знания и изучить необычную особенность хвойных деревьев.
Задачи исследования
Собрать информацию по данной теме. Выяснить, почему ёлочка вечнозелёная, не сбрасывает все хвоинки на зиму, как лиственные деревья листву.
Ребята решили искать информацию из разных источников:
Искал информацию в энциклопедиях и беседуя с взрослыми.
Собирали информацию в компьютерной сети Интернет.
Наблюдали и обследовали несколько хвойных деревьев; искала информацию в научно – познавательной литературе.
Что мы узнали из наблюдений и беседы с взрослыми.
Беседуя с взрослыми, наблюдая и рассматривая, мы с ребятами выяснили, что почти все хвойные деревья действительно остаются вечнозелёными круглый год. Только одна лиственница сбрасывает свои хвоинки в зиму, а весной они быстро вырастают. Также сравнивая хвою ели и сосны, дети выявили отличие иголочек (хвоинок, их длину, расположение на ветке. Более точную информацию мы смогли получить из энциклопедий и в интернете.
Что мы узнали из книг и с помощью компьютера.
Почти все хвойные растения являются вечнозелеными. Только некоторые из них, например, лиственница, сбрасывает хвою на зиму. Лиственницы особенно красивы ранней весной и поздней осенью. Весной хвоя лиственницы приобретает нежно-зеленый оттенок, а осенью – ярко-желтый. Так как хвоя нарастает каждый год, ее иголочки очень мягкие. Все же остальные обновляют свою хвою постепенно, на их месте появляются новые молоденькие зеленые хвоинки.
Спит ли ёлочка зимой? Зимой рост дерева заметно замедляется, ёлочка отдыхает. А свои зеленые иголки – хвою елка бережет к весне. В каждой хвоинке – все те же удивительные зеленые хлорофильные зернышки. Правда, в тоненькой хвоинке их куда меньше, чем в листе. Но зато хвоинок много. На ели их гораздо больше, чем листьев на самом раскидистом дереве. Сбрось елка осенью свой колючий наряд – ей, чтобы вновь одеться густой хвоей, всей весны не хватит. И все же елка, как и все хвойные деревья, меняет свой зеленый наряд, но делает это очень медленно. Для того чтобы сменились все старые иголки, должно пройти около 7 лет. Листья так устроены, что готовят строительный материал для веток, ствола и корней куда быстрее, чем хвоя. Вот и приспособились хвойные деревья, чтобы не отстать в росте, просыпаются раньше лиственных, а засыпают позже. Не спит ель даже поздней осенью, когда над голыми березами кружатся первые снежинки. Но приходит и ее пора – замирает до весны вечнозеленая красавица.
Что помогает иголке пережить зиму? Смолистый сок помогает иголкам не замерзать, не отмирать при пониженных температурах зимой, воды же они содержат меньше, чем листья обычных деревьев, это делает их менее уязвимыми к морозам. Кроме того, каждая хвоинка имеет тонкую, но плотную восковую пленку, которая тоже играет защитную функцию. В сильные морозы часть хвои действительно может отмереть, но это будут исключительно молодые побеги, которые еще не успели создать достаточную защиту от капризов природы. А снег? Он ёлке не страшен – ветки гибкие прочные, снежный груз только согнёт их, а сломать не сможет.
Как ёлочка узнает о приближении весны? Как просыпается? Будит ёлочку весенний день. К весне короткие зимние дни становятся длиннее и длиннее. Елка хоть и спит, но чувствует это. И вот, наконец, день становится таким долгим, как ей нужно. Тут ель и просыпается. Такие природные будильники есть и у других деревьев, но елкин поставлен на самую раннюю весну и она просыпается раньше всех лиственных деревьев.
Рассмотрев, еловую ветку через увеличительное стекло, мы заметили, что хвоя елей в виде одиночных хвоинок вырастает по всей поверхности ветки. Каждая хвоинка обычно четырех-гранная. Грани иногда не очень заметны, хвоинки кажутся почти плоскими, но всегда видно, что они заострены на конце. Иголки у елей – это такие необычные листья. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло.
Ель – одна из самых любимых и распространенных хвойных деревьев на территории нашей страны. Эти красивые стройные деревья с пирамидальной кроной занимают одно из первых мест в хвойном королевстве и насчитывают в своем роду почти 50 видов растений. В России хорошо известны 8 видов ели. В наших лесах распространена Ель сибирская. Хвойное дерево высотой до 30 м. Крона густая ширококоническая, с заостренной вершиной. Имеет несколько разновидностей, различающихся окраской хвои – от чисто-зеленой до серебристой и даже золотистой. У молодых елей крона густая, конусовидная или пирамидальная, часто узкая, у старых елей широкая, раскидистая. Ветви дерева располагаются сжатыми спиралями, ежегодно образуется одно кольцо ветвей, что позволяет определить примерный возраст дерева.
У ели шишки созревают в первый же год. В них образуются мелкие семена. Семена дают начало крохотным всходам. Но в лесу они довольно редки. Объясняется это тем, что тонкий, слабый корешок молодого растения часто не в состоянии «пробить» мощный слой сухой опавшей хвои. Поэтому ели выращивают в питомниках. Лес вырастить непросто: и труда, и времени, и знаний требуется масса. Лишь через несколько лет молодые деревца можно будет пересадить на постоянное место жительства. Восстановить еловые леса очень сложно. Ель – дерево, которое живёт довольно долго. Средний возраст ели 250-300 лет. Встречаются и деревья, возраст которых достигает 500 лет.
О пользе елового леса.
Польза ели неоспорима. Ель как любое зеленое растение очищает воздух. В солнечные дни 1 га елового леса поглощает из воздуха 220-280 килограммов углекислого газа и выделяет 180-220 килограммов кислорода. Растения выделяют фитонциды, которые обладают противомикробной способностью. У ели целебными являются почки, хвоя, смола, незрелые шишки. Из молодых веточек с незрелыми шишками готовят отвар от кашля. Ингаляции с отваром еловой хвои одновременно лечит и кашель и насморк.
Уникальными бактерицидными свойствами обладает еловая смола, заживляющая раны. В великую Отечественную войну для дезинфекции ран и наложения повязок использовали еловый клей – клеол. В старину в Сибири дети жевали еловую смолу и болели редко, у них не было ангин и простуд. В еловой хвое много витамина С, а также провитамин А.
Ель дает ценный строительный материал, из ее древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и кинопленку, автомобильные покрышки, лекарства, искусственную кожу и музыкальные инструменты. Самые лучшие скрипки Страдивари изготовлены из ели, инструмент, изготовленный из неё, дает хороший звук.
Из ели изготавливают вискозные ткани. Если срублено дерево используется разумно и экономно, из него можно получить много разных полезных продуктов: из хвои – витаминную муку для домашних животных, из веток – древесноволокнистые плиты, из коры – удобрения.
С кем дружит ель?
Ель связана со многими живыми организмами: животными, растениями, грибами, необходима им. Шишку с разлохмаченными чешуйками оставил дятел. Любит полакомиться семенами еловой шишки и белка. А еще мы узнали, что клесты тоже питаются семенами шишки. Белка строит на ели свое гнездо – гайно, клесты тоже строят гнезда на елях и морозной зимой выводят птенцов. Зимой густые еловые лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого здесь и теплее. Поэтому-то птицы в непогоду и летят в ельник. Он от метели укроет, и на ночь приютит. В густых, пушистых ветвях, под заснеженными еловыми лапами, пичуги ночуют целыми стайками.
В еловых лесах обитает и одна из самых крупных птиц леса – филин, добычей которого становятся мелкие лесные грызуны – мыши, полевки. Полевки же в свою очередь питаются семенами ели, обгрызая чешуйки упавших на землю шишек и доставая из них семена.
Еще один житель елового леса – синица. Зимой они часто появляются в населенных пунктах, но большую часть года живут в лесу, собирая мелких насекомых со стволов и ветвей елей. Медведи часто устраивают берлогу под корнями упавшей ели.
Не только крупные животные встречаются в еловых лесах, но и мелкие. Под корой елей, особенно старых, живут мелкие жучки – короеды и их личинки. Древесину грызут даже личинки жука елового усача. Если снять коры со спиленного дерева, на ней можно найти ходы короедов.
Не всякое растение может жить в еловом лесу при недостатке света. Здесь встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, черника, кислица и многие другие. Сыроежки в отличие от других грибов часто встречаются в ельниках. С елью связан и рыжик еловый.
Выводы:
В ходе исследования и сбора информации мы выяснили:
- ёлка, как и другие деревья, зимой отдыхает и просыпается раньше лиственных деревьев; гипотеза 1-я не подтвердилась
- вечнозелёная ель потому, что хвойные деревья меняют свои иголочки постепенно, в течении 5-7 лет, так как хвоинки долго растут; сбрасывает хвоинки только лиственница, так как хвоя у неё мягкая и растет быстро; 2-я гипотеза верна
- хвойные деревья не боятся мороза; гипотеза 3-я не подтвердилась
Заключение:
В ходе работы ребята узнали много интересного и познавательного. Прочитали много познавательной информации. Выяснили, почему хвойные деревья вечнозелёные; как дерево меняет хвою; боится ли мороза.
Участие детей в проекте позволило детям проявить инициативу и самостоятельно найти ответы на волнующие вопросы, выяснить и понять сложные законы в природе, усвоить некоторые законы биологии, сформировать первоначальные знания и представления о природном окружении.
Список используемой литературы:
1. Большая детская энциклопедия «Хочу всё знать»,
М. : Астрель: АСТ, 2009.
2. Багрова А. И. «Я познаю мир : растения». М., 2002
3. Ю. Дмитриев Большая книга леса. М. : «Детская литература» 1994