ОКСАНА КОМИССИНА
Познавательно-исследовательский проект «День семьи» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно -исследовательский проект на тему «День семьи» со старшим дошкольным возрастом.
Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей.
Главная школа воспитания - это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский
Тип проекта : краткосрочный (2 недели, познавательный, исследовательский, творческий.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „День семьи“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- День семей, 15 мая
- День семьи, Любви и Верности, 8 июля
- День семьи. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : Дать понятие о родословной. Развивать гендерные представления. Установить контакт с родителями для согласования воспитательных мер во взаимодействии с детьми.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
3. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Проблема: Дети имеют мало знаний о семье, о совместных семейных праздниках, о профессиях родителей.
Актуальность проекта :
В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка. В связи с этим, дети не знают об истории семьи, родословную своей семьи. Семья выполняет воспитательную функцию. В семье ребёнок познает, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье зарождаются различные традиции, культурные ценности, воспитывается любовь к окружающим людям и Родине.
Полученные знания в детстве, ребёнок пользуется ими не только в настоящей жизни, но и в будущем определит его как добропорядочного члена семьи. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, семейных традиций и обычаев – основное содержание направления нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: воспитание чувства любви к членам семьи, расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Содержание проекта
Организационный этап
Изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с темой проекта детей и родителей.
Составление плана основного этапа проекта.
1. Подготовительный этап
Подготовка наглядного дидактического, демонстрационного материала по данной теме.
Опрос детей и обсуждение проблемных вопросов (Кто такая прабабушка, Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род, А у животных тоже есть родители)
Сбор, анализ и обобщение информации о понятии «семья».
Подборка игр, атрибутов для игровой деятельности.
Подготовка методической, научной и художественной литературы в книжных вариантах и в сети интернет.
Подбор материала и инструментов для изобразительной и продуктивной деятельности.
Совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания.
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Выставка рисунков «Моя семья»
Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
Интервью с детьми на тему «Что такое семья?» Записать высказывания детей на видео.
2. Основной этап.
Беседа «Что такое семья?», «Для чего нужна семья?»
Цель: расширение представлений о семейных ценностях, традициях; совершенствование диалогической речи.
Беседа «15 мая - Международный день семьи».
Цель: Познакомить детей с праздником «Международный день семьи», расширять представления детей о семье и отношениях с близкими, развивать привязанность к семье. Воспитывать любовь к родителям, уважение и готовность помогать и сочувствовать старшим.
Беседа «Мой дом»
цель: развивать представления у детей о доме как семейном очаге развивать умение сравнивать, делать выводы.
Беседа на тему «Моя семья»
цель: формировать интерес к членам семьи.
Беседа «Как я помогаю дома»
Цель: развитие связной речи.
Беседа «Лучшая подружка – бабушка моя»
Цель: развивать умение у детей связно рассказывать про свою бабушку, ее дела и заботы.
Беседа на тему «семейные фотографии»
Цель: вызвать желание рассказывать о членах своей семьи, их занятиях и интересах.
БЕСЕДА как зовут членов семьи по имени и отчеству.
Цель: Развитие памяти, активизация словаря, расширение знаний о своей семье
ОД «Моя семья» Задачи: Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи. Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; - рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к близким людям – членам семьи.
Рассматривание картины «На бабушкином дворе»- совместно с детьми определить содержание картины, помочь в составлении описательного рассказа по вопросам воспитателя.
Рассматривание фотоальбома: «Вот какие наши мамы» - развитие связной речи.
Творческое рассказывание «Как моя семья проводит выходные дни». Цель: Развивать речевую деятельность. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Рассматривание репродукций семейных портретов.
Цель: знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения: одиночный портрет, групповой, автопортрет. Воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.
Рассказывание стихотворений о маме, бабушке. - развивать интонационную выразительность.
Рассматривание иллюстраций «Семейный отдых» - обратить внимание детей на доброжелательные, радостные лица изображённых, на то, чем они увлечены.
Дидактические игры.
Коммуникативная игра «Кто старший (младший) в семье?» - актуализировать знания детей о взаимоотношениях в семье, обязанностях. Развивать и пополнять речевой запас.
Дидактическая игра «Придумай предложение» по картинкам «Кто что делает»
Д. И. «Назови ласково» (имена членов семьи). Цель: активизировать в речи детей определения, характеризующие человеческие качества, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Д/и «Семья» (члены семьи, связь поколений, «Разложи по возрасту» (жизненный цикл человека, «Кто кому - кто». Цель: закрепить знания о составе своей семьи, о родственных отношениях.
Д/и «Составь портрет» (из готовых форм.) Цель: учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол, возраст, закреплять у детей представление о том, что все люди не похожи друг на друга. Учить назвать отличительные признаки мужского и женского лица. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата.
Дидактическая игра «Кто в доме главный» - развитие умения распределять обязанности, сравнивать, классифицировать по существенному признаку, развитие памяти.
Коммуникативная игра «Назови ласково» (папа – папочка – папуля, мама – мамочка - мамуля, дочка – доченька - дочурка, сын – сынок - сыночек, бабушка., дедушка) – пополнение словарного запаса детей.
Конструктивно-модельная деятельность из геометрических фигур «Дом для большой семьи». Цель: развивать умение опираться на образец при конструировании.
Сюжетно-ролевые игры
Цель: воспитывать навыки культурного общения, активизировать соответствующий тематике словарь, развивать творческое воображение, содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
С. р. и. «Семья». Цель: Используя метод косвенного руководства игрой, помогать детям придумывать новые повороты игры в знакомом сюжете, предлагать обыграть различные ситуации, требующие от играющих сделать нравственный выбор.
С. р. и. «Путешествуем семьей». Цель: учить вводить в игру несколько сюжетов, проигрывать их, развивать сюжет.
С. р. и. «Дочки - матери». Цель: Используя метод косвенного- руководства игрой, помогать детям придумывать новые повороты игры в знакомом сюжете, предлагать обыграть различные ситуации, требующие от играющих сделать нравственный выбор. Формировать позитивные взаимоотношения в детском коллективе.
С/р игра «Наша дружная семья» Цель: воспитывать дружелюбие и уважение ко всем детям.
С/р игра «Семьёй на пикнике» - совершенствовать и расширять игровые замыслы детей, соблюдать общепринятые правила норм поведения, поддерживать доброжелательные отношения в детском коллективе
С/р игра «С дедушкой на рыбалке» - формировать умение организовывать место для игры, подбирать атрибуты, переносить в игру приобретённые знания от общения со старшим поколением.
С/р игра «С сестрой (братом) на прогулке» - поощрять умение детей договариваться о последовательности совместных действий.
Чтение художественной литературы.
Цель: приобщать детей к словесному искусству, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, подводить детей к мотивированной оценке поступков и характеров героев.
Чтение стих. Е. Благининой «Наш дедушка» - продолжать поддерживать интерес детей к художественным произведениям. Помочь детям понять уважительное, заботливое отношение героев произведения к старшему поколению.
Чтение Е. Благинина «Вот какая мама» - развивать умение понимать содержание, развивать инициативу в своем рассказывании о членах семьи.
Чтение Е. Шварц «Семья – словечко странное», С. Черный «Когда никого нет дома», А. Барто «Мама уходит на работу».
Цель: познакомить с произведениями о семье.
Чтение стих-я Е. Серовой «Папа дома», В. Осевой «Хорошее»
Чтение (коммуникация) Л. Квитко «Дочка».
Чтение А. Барто «Разговор с мамой».
Продуктивная деятельность.
Рисование «Генеалогическое древо семьи»
Цель: Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо», его составных частях. Побуждать детей делать набросок карандашом, общий план своего генеалогического древа. Формировать умение делать композицию. Упражнять в создании цельного образа генеалогического древа, добиваясь возможного портретного сходства при изображении членов семьи. Воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи.
Лепка «Моя любимая семья»
Программное содержание:
Формировать у детей интерес к своей семье, уважительное отношения и чувства принадлежности к ней, воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.
Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика и папы).
Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки и мамы).
Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость.
Развивать мелкую моторику рук
Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином и стремление довести начатое дело до конечного результата.
Аппликация «Моя семья на отдыхе»
Цели и задачи: учить создавать аппликации из геометрических фигур, оформлять работы по образцу; развивать художественно-эстетическое воображение;
уточнить представления о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках;
упражнять в анализе различных свойств фигур;
развивать наглядно-образное и абстрактное мышление;
учить отбирать материал для аппликации.
Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей.
- Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок, в создании Генеалогического древа семьи.
III этап -заключительный
Презентация проекта «Моя семья»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Выставка рисунков «Моя семья»
Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
Итог проекта :
В процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.
В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу : нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.
За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.
Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.