Приложение МААМ

Познавательно-исследовательский проект «Мини — музей хлеба»

Айдара Хузина
Познавательно-исследовательский проект «Мини — музей хлеба»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно - исследовательский проект «Мини - музей хлеба"

Составитель: Хузина А. Ф. воспитатель 1 кв. категории МАДОУ детский сад 7 город Красноуфимск.

Детский познавательно – исследовательский, творческий проект «Мини-музей «Хлеб - всему голова»» для детей подготовительной группы по экологическому воспитанию.

Сроки реализации проекта : с 01 октября 2017 года по 06 апреля 2018 года, долгострочный.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мини — музей хлеба“» размещена в разделах

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели и родители.

Актуальность. Однажды ребят заинтересовал вопрос, почему один кусочек хлеба чёрный, а другой белый, еще ребята вспомнили о том, что есть батон, а есть и багет. Я задала вопрос детям «Кто любит хлеб и откуда он появился? Почему в разных странах он называется по - разному? У детей было первоначальное представление о хлебе, но не все дети смогли ответить: какой хлеб употребляют в Италии, Армении, Франции. Они заинтересовались данным вопросом и хотели узнать еще больше о хлебе. Так возникла идея создания проекта «Мини - музея «Хлеб всему голова».

Музей – эффективное средство познания системы

ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей

обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с

детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус. Создание мини-музея – дело необычайно увлекательное.

Мы с детьми решили узнать, как можно больше информации о хлебе и поделиться ею с другими детьми и взрослыми. В процессе этого мы применили модель трёх вопросов.

Что мы знаем о хлебе?

Хлеб делают из муки и воды.

Хлеб бывает белый и черный

Хлеб пекут в печке и покупают в магазине

Хлеб очень полезный.

Урожай хлеба собирают осенью

Труд выращивания хлеба долгий,трудный

Что хотим узнать о хлебе?

Почему хлеб бывает разного цвета?Как делают муку?

Откуда появился хлеб?Как выращивали хлеб в старину на Руси?

Как выращивают хлеб в настоящее время?Каким хлеб был в военное время?

Какие сорта пшеницы выводят в Красноуфимском селекцентре?Какой хлеб пекут в разных странах мира?Почему хлеб называют «батюшкой» и силой?

Как делают муку?

Спросить у родителей. Посмотреть в Интернете познавательную информацию

Посмотреть в книге или энциклопедии. Сходить на экскурсию в Красноуфимский селекционный центр. Посетить краеведческий музей

Проблема: Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба; осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Цель: Расширение познавательных способностей детей, представление о многообразии окружающего мира, развитие проектно-исследовательских умений и навыков, формирование творческого, логического мышления, воображения, развития речи детей, коммуникативных навыков, обогащение предметно - развивающей среды группы.

Задачи:

-формировать у дошкольников представление о музее;

- дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления хлеба; привлечь детей к опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности;

-познакомить с историей хлеба и выращивания его в старину на Руси; о ценности и пользе хлеба во время войны;

-приобщать дошкольников к культурно - эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать уважение и гордость за хлеборобов, земляков - селекционеров родного края.

Основные принципы:

Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея;

Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой;

Деятельность: музей предоставляет ребенку возможность реализовать разные виды деятельности;

Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

Культуросообразность:

Гуманность:

Разнообразность: Экспонаты музея разнообразны

Экологичность: Экспонаты экологически безопасные для здоровья детей

Непрерывность: является частью образовательного пространства детского сада

Партнерство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Формы деятельности:

Поисковая;

Научная;

Экспозиционная;

Познавательная.

Этапы работы над проектом :

1. Организационный (подготовительный) этап. (октябрь)

• Беседа «Такие разные музеи»

• определение темы и названия музея путем опроса воспитанников группы;

• разработка модели и определение места для музея;

• рассматривание презентации «Музей хлеба в Санкт- Петербурге»

• подборка литературы по теме музея, энциклопедий, настольно- печатных и дидактических игр;

Практический этап

Экспозиция «Из истории хлеба»(Ноябрь)

• беседа «Где впервые появился хлеб

• просмотр презентации «Путешествие в прошлое»

• беседы «Каким был хлеб на Руси», «Хлеб и война», «Блокадный хлеб»

• знакомство с интересными фактами о хлебе.

• изготовление лэпбука (сбор информации).

• изготовление экспонатов (ветряная мельница, русская печь)

знакомство с профессиями: (Агроном, комбайнер, пекарь, кондитер, продавец)

• беседа «Через чьи руки приходит к нам хлеб?

«Экспозиция хлеб и фольклор».(Декабрь)«Хлеб- соль кушай да добрых людей слушай» :

Знакомство с пословицами, поговорками, стихами, загадками, сказками, народными подвижными играми о хлебе (приложение «Хлеб и фольклор»)

Чтение художественной литературы о хлебе :

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок»

• В. Дацкевич «От зерна до каравая»;

• К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;

• В. Ремизов «Хлебный голос»;

• Я. Аким «Хлеб»;

• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;

• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

• И. Токмакова «Что такое хлеб»;

• Н. Самкова «О хлебе»;

Э. Гонелиуса «Три ржаных колоса»

• Просмотр мультфильмов о хлебе :«Золотые колосья» белорусская сказка,

«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, «Колобок» русская народная сказка, «Хлеб» белорусская сказка, «Чудо – мельница!» русская народная сказка.

• Просмотр познавательных фильмов о хлебе :

(«История про хлеб», «По секрету всему свету, «Как получается хлеб», «Как печется хлеб Передача для детей «АБВГДейка».

• заучивание стихов, примет, пословиц, поговорок о хлебе.

• создание альбома пословиц и поговорок о хлебе, «Хлебобулочные изделия»

• придумывание сказок о хлебе;

• изготовление книжек- малышек со сказками о хлебе

• выставка книг о хлебе;

• составление картотеки подвижных игр, рецептов хлебобулочных изделий

Экспозиция «Исследовательская лаборатория хлеба»(Январь)«Знакомимся,наблюдаем, изучаем, исследуем»

• НОД «Что такое злаки? Виды злаковых круп»

• Сбор образцов злаковых культур, круп, различных видов муки

• Рассматривание и сравнение зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, овса,ячменя)

• Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка)

• Выращивание семян (пшеницы и ржи)

• Экспериментирование «Что необходимо для роста пшеницы»

• Замешивание теста и выпекания хлеба в хлебопечи (с помощью родителей)

• Дегустация хлебобулочных изделий

• Экскурсия в Красноуфимский селекционный центр

• Беседа «Знаменитые наши агрономы- селекционеры. Династия Воробьевых»

• Выставка книг о Красноуфимской селекционной станции.

Экспозиция «Картинная галерея»(Январь)"В мире прекрасного»

• Рассматривание репродукций картин русских и зарубежных художников о хлебе :

И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

• Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

• Беседа по картинам «На пашне» А. Н. Комаровой, «Жатва» З. Е. Серебряковой

• Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий

• Аппликация «Колосок из макарон»

• Рисование натюрморт «Ароматные хлеба», «Каравай»

• Выставка рисунков «Такой разный хлеб»

Экспозиция «Хлеб народов мира»(Март) «Отведайте заморские хлебные угощения»

• Знакомство с различными хлебными изделиями разных народов мира и России

• Просмотр презентации «Хлеб разных народов»,

• Просмотр презентации «Душистый хлеб»

• Выставка хлебобулочных изделий «Золотые руки мам»

• Дегустация различных хлебобулочных изделий

3. Итоговый (заключительный) этап

Открытие мини- музея «Хлеб всему голова»(Март-апрель)

• Итоговая беседа в музее «Что нового мы узнали о хлебе

• оформление альбома «Знакомимся, наблюдаем, изучаем, исследуем»

• Изготовление лэпбука «От зернышка до каравая», лэпбука «Из истории хлеба»

• Экскурсия для младших дошкольников по мини- музею хлеба «Хлеб всему голова»

• Развлечение «Каравай, каравай….»

• Создание видеофильма «Путешествие по мини- музею хлеба»

• НОД «Великий праздник Пасхи»

• Родительское собрание «Наш мини- музей хлеба»

Перспективы развития мини - музея «Хлеб всему голова»

• Пополнить мини - музей экспонатами (макеты плуга, бороны, молотилки деревенской утвари);

• Собрать познавательный материал о предприятиях, где выпекает хлеб в нашем городе;

• Создать экспозицию «Красноуфимский селекционный центр»;

• Сделать картотеку мульфильмов и познавательных фильмов о хлебе;

• Вырастить урожай пшеницы на опытном участке на территории ДОУ;

• Разработать и провести экскурсии для младших дошкольников по разным экспозициям мини-музея;

• Сбор информации о народных праздниках связанные с хлебом

(Масленица, Сабантуй, Праздник борозды, Праздник урожая) .

Планируемый результат:

-узнают, что существуют различные музеи, что можно самим создать мини - музей в группе;

-узнают о хлебе как о ценном продукте питания; их пользе для здоровья человека; какие виды хлебобулочных изделий существуют

-познают много новой, ранее неизвестной, информации в процессе реализации проекта (исторические факты);

воспитывается интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

-повысится познавательный интерес в процессе деятельности над проектом;

-узнают, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

-научатся организовывать и проводить исследовательскую деятельность;

-научатся работать книгами и энциклопедиями и другими информационными источниками (Интернет);

-составлять рассказ – описание о долгом пути хлеба от поля до стола;

- сочинять сказки о хлебе

-узнают, какие сорта пшеницы выводят селекционеры Красноуфимского селекцентра;

-повысится интерес к творческой деятельности и что экспонаты можно создать своими руками;

-поделятся своей полученной информацией о хлебе с другими людьми в виде обзорных экскурсий;

-представлять (презентовать) продукт проектной деятельности в форме мини- музея хлеба;

-формируется экологическая культура.

Заключение.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводили экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самомуменять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он —соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама,бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Работа над проектом позволила нам :

-познакомиться с различными видами злаковых культур и муки;

-узнать о нелегком труде тружеников без которых хлеба не было бы на нашем столе;

-научиться отбирать материал по определенной теме, выделять главное.

-узнать много новой информации в процессе реализации проекта (что бывает военный, тыловой, фронтовой и блокадный хлеб);

-посетить Красноуфимскую селекционную станцию, где выводят известные сорта пшеницы

-повысить познавательный интерес в процессе деятельности над проектом;

-узнать этапы выращивания хлеба;

-научиться организовывать и проводить исследовательскую деятельность;

-научиться создавать экспонаты для музея и выступать в роли экскурсовода

- познакомится и попробовать хлебобулочные изделия разных стран;

-развивать познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Выполняя работу, мы узнали много нового и интересного, получили много положительных эмоций в ходе реализации проекта «Мини - музей «Хлеб всему голова»». Данный материал может пригодиться для дальнейшей образовательной деятельности детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей хлеба в ДОУМини-музей хлеба в ДОУ Мини-музей хлеба Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.

Мини-музей хлеба «Зернышко»Мини-музей хлеба «Зернышко» Идея создать в группе мини-музей возникла еще в прошлом году. При очередной поездке за город, я остановилась у пшеничного поля, не удержалась.

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка»Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи»Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде» «Во саду ли, в огороде» Проблема: Какую модель познавательно – исследовательской деятельности можно использовать для ознакомления малышей.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Мини — музей хлеба»
Опубликовано: 25 января 2020 в 23:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Мини — музей хлеба»» (включая файлы) размещена пользователем Айдара Хузина (УИ 802485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД