Ярославцева Ольга
Познавательно-исследовательский проект «Как мы с морковкой подружились» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта: среднесрочный 5 месяцев (май - сентябрь)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.
Проблема и ее актуальность:
Как ни странно, но при всем многообразии технических возможностей современности, человечество теряет фактические знания о ценностях живой природы. Современные детские сады, школы и дома не предполагают наличия уголков живой природы. У детей нет возможности просто наблюдать за «живым и настоящим», учиться заботе о ком-либо, соблюдать правила ухода за животным или растением, проявлять сочувствие, любовь к маленькому существу животного мира. Так человек может потерять свою способность к созиданию.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Морковь, морковка
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Нужно помнить, что самым лучшим открытием для ребенка будет то открытие, которое он сделает сам. Самым ярким событием дня станет событие, проживая которое ребенок получит положительный эмоциональный опыт. Такой опыт был получен детьми, когда совместно с родителями весной дети садили «огород на подоконнике». Ребята переживали за всходы, с интересом наблюдали за своими растениями, зарисовывали их, а петрушку и лучок даже съели. Кстати сказать, один из ребят принес в стаканчике болгарский перец. Перчик вырос такой большой и крепкий, что в стаканчике ему стало тесно. Что же с ним делать, он может просто погибнуть? И появилось предложение – высадить перчик на улицу. А для этого нужна грядка. Нам стало очень интересно посмотреть, как наше растение будет расти на грядке. Пересадить растение - очень важная и трудная работа, требующая серьезных усилий. Наконец, перчик высажен. Вдруг мы заметили, что одному перчику на грядке было грустно. Значит, решили мы, нужно посадить еще что-нибудь вкусное и полезное. Ребята начали предлагать, что можно посадить. Выяснилось, что все-все любят кушать свежую морковь. Итак, решено, мы садим морковную грядку. Но оказалось, что сортов моркови очень много. Пришлось сравнить характеристики разных сортов и выбрать самый подходящий для нашего огородика – сорт «Витаминка» - скороспелый, среднеплодный, витаминный – самый подходящий. Вот так и «родился» зеленый вкусный и полезный огород, задача которого – подружить нас с природой. Как говорится, всему свое время, а время мы выбрали самое удачное, потому что именно в детском саду у нас его достаточно, чтобы заняться исследованием овощной культуры. Думаем, что наши знания пригодятся нам и в школе. Итак, мы решили быть самыми лучшими огородниками: посадить, ухаживать и вырастить морковку, да еще и оценить ее вкусовые свойства.
Проблема:
Мы мало знаем о том, как можно использовать обыкновенную морковь с нашей грядки.
Объект исследования: морковь.
Цель:
Мы хотим убедиться в том, что выращенную своими руками морковь можно использовать для красоты, здоровья, питания.
Задачи:
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Выяснить, откуда к нам пришла морковь, как за ней ухаживать, чтобы получить урожай, как сохранить морковь.
2. Узнать, какие вкусные и полезные блюда можно приготовить из моркови.
3. Узнать, для чего еще можно использовать морковь.
4. Поделиться полученными знаниями.
Во время выполнения работы мы использовали компьютер, фотоаппарат, книги, интернет, консультировались у родителей и бабушек, поваров детского сада.
Риски:
Мы знаем, что овощи не всегда быстро вырастают, поэтому есть следующие риски:
1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
2. Возможна каротиновая аллергия.
Паутинка детских идей
Что знаем?
Овощи можно вырастить на огороде. (Марк Т.)
Грядки надо поливать. (Данил К.)
Морковь очень сладкая и вкусная (Лена К.)
Морковь можно хранить в холодильнике. (Егор Б.)
Морковкой можно украшать салатики. (Настя Г.)
Из моркови можно и поделки делать. (Вова У.)
Что хотим узнать?
Где родилась морковь? (Данил Х.)
Что надо сделать, чтобы морковка выросла большая и сладкая? (Соня У.)
Почему морковка сладкая? (Лена К.)
Что есть полезного в моркови? (Саша. С.)
Что необычного можно приготовить из морковки? (Саша К.)
Куда еще можно использовать морковку, кроме еды? (Марьям Н.)
Что для этого надо сделать?
Найти с мамой в энциклопедии. (Полина)
Спросить у бабушки и мамы с папой (Настя Г.)
Посмотреть передачу по телевизору или интернету. (Влада У.)
Найти с папой в интернете. (Данил К.)
Поискать в книге рецептов. (Ева К.) Спросить у повара. (Соня У.)
Найти в библиотеке книжку и прочитать в ней. (Саша С.)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Содержание работы:
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно -развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта:
1. Выявление знаний детей о жизни растений и сельскохозяйственном труде.
2. Подбор дидактических игр.
3. Подбор сюжетно-ролевых игр.
4. Подготовка методического обеспечения.
5. Проведение консультаций для родителей на тему "Пищевая ценность продуктов питания: овощей и фруктов".
Срок: месяц
2. Деятельностный этап:
Содержание работы:
- Реализация плановых мероприятий
- Взаимодействие с родителями
Срок: В течение 5 месяцев
3. Заключительный этап:
Содержание работы:
- Подведение итогов
- Презентация проекта
Срок: сентябрь
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, поговорок, отгадывание загадок, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Наглядная информация:
Семена моркови;
Фото - альбом «Памятники моркови».
Взаимодействие с родителями:
Совместная работа детей и родителей: совместное изготовление поделок из моркови, совместная подготовка и оформление рецепта из моркови для книги рецептов.
Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – МОРКОВЬ: КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ».
Методы и приёмы:
наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
словесный (рассказ, чтение, беседа);
практический (игра, опыт и эксперимент).
Предполагаемые продукты проекта:
Блюда из моркови для дегустации;
Выставки поделок из моркови «Чудо чудное, Диво дивное»;
Книга рецептов «Рецепты Вкусной Морковки»;
Книжка здоровья «Рецепты Здоровой Морковки»;
Книжка красоты «Рецепты Красивой Морковки»;
Фото - альбом «Памятники моркови»;
Футболка, окрашенная узелковой техникой, «Мандариновая долька».
Материалы к проекту:
Электронная презентация «История семечки»;
Электронная презентация «Памятники моркови»;
Мультфильм «Морковь» (развивающее видео, «Веселый огород», «Исправительное питание».
Стихи, загадки о моркови.
Картина «Работа на огороде»
Художественная литература: Дж. Родари «Большая морковь», Чижевская Т. «Тишкин огород»
Рисунки детей.
Используемая литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009.
2. Джанни Родари. Джип в телевизоре и другие истории на орбите. (авторский сборник). - М. :Селебрис, 2011.
3. Надеждина Н. Где щи, там и нас ищи. – М. : Малыш, 1989.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт. -сост. : Л. С. Киселева. - АРКТИ, 2006.
5. Чижевская Т. Тишкин огород. – «Издательство МЕТ», 1997.
6. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2006.
7. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
8. Веселый огород. Мультфильм - https://youtu.be/3NiQRKIGACA
9. Морковь. Развивающее видео - https://youtu.be/sm4d2Ca0QOk
10. Пин-код. Смешарики - Исправительное питание. Мультфильм - https://youtu.be/OWtnShXSrdA
11. Тувим Ю. Овощи - https://youtu.be/HKrd9T0S6XI
12. http://vskazki.ru/avtorskie-sborniki/dzhanni-rodari/skazki-u-kotoryh-tri-konca/bolshaya-morkovka
13. http://tvoirecepty.ru/recepts/morkovnaya-vypechka
14. http://www.stihi.ru/
15. http://baby-scool.narod.ru/
16. http://povar.ru/menu/
План реализации проекта:
Вид деятельности:
Игровая
Название мероприятия:
Дидактические игры
«Собери растение», «Что где зреет?», «Инструменты огородника», «Волшебный мешочек», «Попробуй и отгадай», «Фруктовое домино», «А что дальше: рецепт приготовления»,
«Назови морковные блюда», «Чудесная салфетка»- под салфеткой лежат морковки разной величины (толщины) найти на ощупь самую тонкую (толстую, длинную (короткую, одинаковые морковки.
Сюжетно-ролевые игры:
«На даче», «В магазине: овощной отдел», «Готовим на кухне», «Семья», «Детский сад», «Поликлиника: кабинет здоровья».
Цель:
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев.
Вид деятельности:
Трудовая
Название мероприятия:
Посадка семян моркови; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные и индивидуальные трудовые поручения: полив растений, прополка овощной грядки, рыхление почвы в междурядьях, орошение растений, пропалывание грядки, прореживание моркови, уборка моркови, закладка овощей на хранение, приготовление блюд из моркови.
Цель:
Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде.
Прививать трудовые навыки посредством совместной деятельности на огороде детского сада.
Закреплять умение пользоваться лейкой и граблями.
Развивать наблюдательность, познавательную активность.
Вид деятельности:
Познавательно-исследовательская
Название мероприятия:
Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем, солнцем и их влиянием на состояние растений.
Рассматривание семян растений; посадка семян растений в грунт.
Наблюдение за ростом и развитием растений.
Уход за растениями.
Эксперименты: свет, вода в жизни растений, фотосинтез;
условия хранения моркови: останется ли морковь сочной, если пролежит неделю на столе;
что будет, если посадить морковь, а не семечко; экспериментальные грядки (разный полив растений, разная частота посадки семян).
Опыт: красящие свойства сока моркови.
Знакомство со способами приготовления витаминных блюд из моркови: напитков, салатов, десертов, супов.
Просмотр:
Веселый огород. Мультфильм
Морковь. Развивающее видео
Пин-код. Смешарики - Исправительное питание. Мультфильм
Цель:
Расширять представления детей об окружающем мире, жизни растений.
Развивать познавательную активность и интеллектуальную инициативу детей
Способствовать приобретению детьми опыта исследовательской деятельности;
Обогащать активный словарь детей по теме: сеять, рыхлить почву, орошать, пропалывать, прореживать, междурядье, закладка овощей, грабли, лопата, лейка.
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Вид деятельности:
Коммуникативная
Название мероприятия:
Беседа: «Для чего нужны овощи?», «Как вкусно и полезно приготовить морковку», «Правила работы с инструментами», «Давайте представим: растения вдруг исчезли. Что же будет на Земле? В нашем городе? В детском саду? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни?», «Секреты моркови: где и как можно использовать морковь.»
Составление рассказов на основе личного опыта: «Что растет на огороде», «Как я помогаю на огороде», «Аппетитные истории» (истории о том, как готовятся салаты, супы, соки, десерты).
Разучивание пословиц, поговорок о труде, разгадывание и составление загадок об овощах.
Цель:
Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.
Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на характерные признаки растений.
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи.
Вид деятельности:
Восприятие художественной литературы и фольклора
Название мероприятия:
Емельянова О. «Что растет на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино», «Большая морковка», Чижевская Т. «Тишкин огород»,
Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи»,
Ю. Тувим “Овощи”,
Благинина Е. «Не мешайте мне трудиться»
Сказка о моркови.
Цель:
Учить воспринимать произведение на слух, отвечать на вопросы по прослушанному тексту.
Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.
Познакомить с произведениями по теме проекта.
Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.
Вид деятельности:
Двигательная
Название мероприятия:
Подвижные игры: «Зайцы и морковка», «Морковка», «Грядка».
Игры малой подвижности: «Съедобное - несъедобное», «Ты, морковка».
Физминутки
Пальчиковая гимнастика «Салат из моркови», «Хозяйка однажды с базара пришла».
Зрительная гимнастика.
Цель:
Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать взаимоуважение, дружеское отношение друг к другу.
Вид деятельности:
Музыкальная
Название мероприятия:
Прослушивание песенки на стихи Ю. Тувима «Овощи».
Цель:
Развивать способность воспринимать знакомое произведение в музыкальном сопровождении.
Вид деятельности:
Продуктивная: изодеятельность, конструирование из различных материалов
Название мероприятия:
конструирование из геом. фигур «Планируем огород»;
ручной труд «Веселая морковка», «Консервируем овощи»;
аппликация «Витаминная корзина»;
лепка объемная «Живая морковка»;
рисование «Мой любимый витамин», «Строение растения», «Не мешайте мне трудиться…»,
рисование натюрморта с натуры «Овощи»;
Иллюстрирование прочитанных произведений.
Цель:
Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.
Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Развивать творчество, слуховую память.
Вид деятельности:
Познавательные занятия
Название мероприятия:
1. Где живут витамины? (полезные продукты)
2. Зачем нужны витамины? (здоровый организм)
3. Что растет на нашей грядке?
4. Как вырастить вкусные витамины?
5. Витаминная пища. (здоровое питание)
6. Как правильно приготовить витаминный напиток.
7. Как правильно приготовить витаминный салат.
8. Как правильно приготовить витаминный десерт.
9. Собираем урожай, сохраняем витамины.
Цель:
Формировать экологическую культуру старших дошкольников.
Развивать познавательную активность и интеллектуальную инициативу детей.
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
Воспитывать бережное, эмоционально-положительное отношение к миру растений.
Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Вывод и результат:
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе растений для здоровья человека, а также правилах ухода за ними. Однако, нужно учесть следующий факт: дети не всегда понимают, что растения являются представителями живой природы. Процесс «общения» с растениями отличается от общения с представителями животного мира. «Благодарность» растения имеет отсроченный эффект, что и представляет сложность для ребенка. Задача педагога – помочь ребенку осознать свою роль в жизни живой и неживой природы, приоткрыть перед ним завесу тайны жизни растений, поддержать интеллектуальную инициативу детей. Последовательная и систематическая работа педагога в данном направлении помогает детям более чутко относиться к окружающей среде, учит проявлять искреннюю заботу о ней, видеть прекрасное в каждом моменте общения с природой, т. к. лишь отсутствием необходимых знаний можно объяснить небрежное отношение детей к природе.
Проект расширил представления детей об овощных культурах, в частности о моркови. Дети научились видеть в растениях живую природу, которая требует заботы и ухода, но при этом отдает людям все свое богатство. При наблюдении за ростом растений дети убедились в необходимости для растений света, тепла, воды. Пришли к выводу, что при соблюдении правил посадки и ухода, морковь вырастает сочная, крупная и сладкая. Выяснили, что морковь можно использовать для лечения и в косметологии. Нашли рецепты и попробовали приготовить необычные блюда из моркови. Убедились, что морковка на собственной грядке действительно намного вкуснее, чем морковь, купленная в магазине. Неожиданно для себя узнали, что сок моркови имеет красящие свойства, а оранжевый яркий цвет овоща радует и поднимает настроение. Вот такие результаты