Надежда Запасная
Познавательно-исследовательский проект «Хлеб-всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
h3][/h3]
У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Хлеб-всему голова“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Проблема: Слабые знания детей о том, откуда берётся хлеб. Небрежное обращение с хлебом. Как же научить детей уважать хлеб?
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Цель исследования: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи проекта:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
В своей работе мы опирались на следующие принципы:
• единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.
Методы реализации проекта
Исследовательский метод
Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования (творческие задания, экспериментирование, исследование).
Информационно-рецептивный метод
Предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (наблюдение, рассматривание картин, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя и детей, чтение).
Репродуктивный метод
Создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель).
Формы реализации проекта
Игра; игровая ситуация; чтение; ситуации; экспериментирование; исследование; беседы; загадки; рассказывание; рассматривание; разговор; исполнение стихов; творчество.
Взаимодействие с родителями
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
• Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
• Альбом детско-родительских работ «Испекли мы каравай, бублики, печенье» (совместное выпекание изделий из муки в домашних условиях с фотографией и небольшим рассказом).
• Совместный конкурс поделок детей и их родителей «От зерна до каравая».
• Конкурс рисунков «Хлеб – всему голова»
Реализация проекта.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 14.10.18г. - 20.10.18г.
Формы реализации проекта:
Наблюдения, опыты и эксперименты, познавательное чтение, сюжетно-ролевые и дидактические игры, виртуальная прогулка.
Этапы реализации проекта:
1 этап, подготовительный (разработка проекта)
-определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.
Ресурсное обеспечение проекта:
оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.
2 этап, основной.
-Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту
-Формирование устойчивого интереса к тематике проекта
- Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Содержание работы над вторым этапом проекта:
Образовательные области.
Физическое развитие.
Физкультминутка: «Замесим тесто», «Колоски».
Утренняя гимнастика: «Колосья»
Художественно-эстетическое развитие.
Пластилинография «Хлебный колос».
Аппликация «Колосок».
Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».
Лепка «Печенье для кукол».
Речевое развитие.
Русские народные сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»
М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «и другие.
Загадки о хлебе.
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры:
«Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?».
Сюжетно-ролевая игра:
«Хлебный магазин», «Булочная»;
Игра малой подвижности:
«Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».
Хороводная игра
«Каравай».
Познавательное развитие.
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
Пословицы и поговорки о хлебе.
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Рассматривание: альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия».
Рассказ по картинкам «Как люди хлеб выращивали».
Приметы о хлебе.
3 этап заключительный. Обобщение результатов работы; оформление конечного продукта; итоговое мероприятие; презентация проекта. оформление экспозиции поделок из теста.
Планируемый результат:
• Имеют представление о особенностях выращивания зерновых растений; находят признаки сходства и отличия зерновых культур.
• Знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают муку.
• Проявляют познавательные способности.
• Демонстрируют предпосылки исследовательской, поисковой деятельности.
• Способность определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.
• Пополнение и активизация словарного запаса.
• С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности.
• Совершенствуют мелкую моторику рук.
Всем спасибо за оценку!