наталья Марковкина
Проект для средней группы «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
МАДОУ ЦРР д/с №111г. Тюмень
Воспитатель Марковкина Н. О.
Введение
Наименование проекта : «Хлеб – всему голова»
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный: (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)
По количеству участников: групповой
Публикация «Проект для средней группы „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники: дети средней группы, воспитатель Марковкина Н. О., родители.
Сроки и этапы реализации
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта : одна неделя - 16.09.2019 – 20.09.2019
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами средней группы мы решили, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта : сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта :
• Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
• Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
• Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
• Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
• Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
• Продолжить знакомить с картинами известных художников;
• Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
• Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
• Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями
• Оформить кулинарную книгу детскими рецептами приготовления хлебобулочных изделий.
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:
• Рисунок «Колосья»;
• Аппликация «На мельницу»;
• Лепка из соленого теста;
• Конструирование из конструктора «Мельница»;
• Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
• Разыгрывание сценки «Колосок», составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;
• Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» и чаепитие.
Была подготовлена презентация, в результате которой дети узнали, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный (август 2019)
2 этап. Внедренческий. Реализация проекта (сентябрь 2019 года)
3 этап. Обобщающий (сентябрь 2019 года)
На подготовительном этапе мы подобрали художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили детей и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед, создали презентацию на тему «Как хлеб на стол попал».
I этап
Разработка проекта и реализация проекта
Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова» :
• Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
• Как люди выращивают хлеб?
• Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
• Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
Модель трех вопросов
Что мы знаем?
• Хлеб делают из муки. (Данил)
• Муку делают из зерен. (Лиза).
• Хлеб покупают в магазине (Рома).
• Хлеб бывает черный и белый (Матвей).
Что мы хотим узнать?
Когда появился хлеб? (Полина)
Как раньше выращивали хлеб? (Яна)
Как выращивают в наше время хлеб? (Руслан)
Какие машины помогают выращивать и изготавливать хлеб? (Максим)
Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? (Маша)
Как сделать тесто? (Ксюша)
Что можно сделать из муки еще? (Коля)
Почему говорят: Хлеб всему голова (Кристина)
Что можно приготовить из черствого хлеба? (Витя)
Смогли бы вы прожить без хлеба?
Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе?
Как нам найти ответ?
Сходить на экскурсию (Рита)
Спросить у родителей (Полина)
Спросить у воспитателя (Соня)
Провести опыт, получить муку (Настя)
Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете
II этап
Реализация проекта
Образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность С родителями
Познавательное развитие,
речевое развитие Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл». Экологическая игра «что за чем». Опытная деятельность «Как получается мука?», «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением). Опыт «Как готовить тесто». Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол».
Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова). Чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб» Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба.
Д/и для развития мелкой моторика «Золушка»,
Д/и «Посчитай зерна» Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. Прочитать с родителями А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Экскурсия в булочную.
Совместно с родителями завести тесто и испечь хлебобулочные изделия.
Анкета для родителей «Как Вы относитесь к хлебу?»
Художественно - эстетическое развитие Аппликация «На мельницу» Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?», конструирование из конструктора «Мельница», рисование «Колосья», рассматривание иллюстраций И. Шишкин «Рожь», И. Машкова «Снедь Московская. Хлеба» Раскрашивание раскрасок.
Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена Подбор иллюстраций о хлебе
Социально – личностное развитие Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел» Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье). Организация чаепития с домашней выпечкой. Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», «Ярмарка» (дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин») Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый», как результат совместной деятельности родителей и ребенка. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий
Физическое развитие Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть», пальчиковые игры, физминутки Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?» Скажи и покажи Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и мам «Колобок»
III этап
Подведение итогов
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали :
• Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
• Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
• Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
• Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
• Создали кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам. Колобок» Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г. Х. Андерсена.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пальчиковая гимнастика
1. Божья коровушка
Божья коровушка,
Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)
В огород – бобы,
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы)
2. Тесто
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай
В гости друг- друга приглашай.
3. Колосок.
Золотистый колосок, кто тебе расти помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки, что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким Сильным, рослым и большим!
Н. Красильников
4. Испечем пирожки и плюшки
Мама пироги печет, заинька не отстает
Пальчики стараются – плюшки получаются.
На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)
Мама снова месит тесто («месим»)
Отдохни,- сказала мама.
Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)
У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,
Рыбку любит кошка, бублики матрешка.
Все я это испеку, только не жалей муку.
5. Пироги
Мы печем пшеничные пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора.
6. Хороводная игра «Каравай»
Как на наш весёлый праздник,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!
ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ:
1. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
2. Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».
3. Константин Ушинский «Два плуга».
4. Шведская песенка «Отличные пшеничные».
5. Русская народная сказка «Колосок».
6. Э. Шим «Хлеб растёт».
7. Д. Кугультинов «Кусок хлеба».
8. Т. Аргези «Хлеб».
9. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».
10. Ф. Шкулева «Молотьба».
11. Ю. Ждановская «Нива».
12. К. Паустовский «Тёплый хлеб».
13. М. Глинская «Хлеб».
14. Я. Дагутите «Руки человека», «Лето».
15. А. Ремизов «Хлебный голос».
16. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И. В. Карнауховой).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. 2001 г.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. 1999 г.
3. Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. ,1997.
5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – М., 1996.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 2-е изд., испр. и доп. - М. 2005.
7. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е. А. – М. 1999.
8. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О. С. Боромыкова (изд. «Детство-пресс»
9. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме "Осень" для детей с ОНР.
10. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
11. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
12. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
Анкета для родителей «Как Вы относитесь к хлебу?»
1. Любит ли ваш ребёнок хлеб?
А) Да
Б) Нет
В) Не очень
2. Какой хлеб он больше любит : черный или белый?
А) Черный
Б) Белый
3. Как часто ваша семья покупает хлеб?
А) Каждый день
Б) Через день
В) Один-два раза в неделю
4. Сколько хлеба вы покупаете?
---
5. Что вы делаете с оставшимся хлебом?
А) Весь доедаем
Б) Делаем сухарики, блюда из чёрствого хлеба
В) Убираем до следующего раза
Г) Собираем крошки, остатки и кормим птиц, домашних животных
Д) Выкидываем
6. Какая выпечка нравится вашему ребёнку?
---
7. Ваше любимое семейное блюдо из муки или чёрствого хлеба
(пожалуйста напишите название и рецепт)
Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»
1. «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
2. «Что из какой муки испекли»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая)
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
4. «Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают ( например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т. д.)
5. «Что сначала, что потом»
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
6. «Разложи блинчики»
Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания, развивать глазомер, зрительное восприятие.
Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.
7. «Разрезные картинки»
Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.
Ход игры: дети складывают картинки из частей.
8. «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
Речевые игры
Игра 1. Грамматическая игра: «Отгадай, что это?»
Задача игры – учимся согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.
Ход игры
Попросите ребенка отгадать: «Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?». Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка».
Постепенно в подобных играх малыш приучается вслушиваться в слова и их окончания и начнет отвечать точнее, поймет алгоритм выполнения задания.
Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:
Ржаное — это поле или хлеб?
Пшеничный – это колосок или поле?
Пшеничная – это мука или пирожок?
Пшеничное – это мука или тесто?
Ржаные – это колоски или колосок?
Пшеничные — это пироги или мука?
Хлебные – это крошки или посуда?
Хлебный – это квас или крошки?
Игра 2. Грамматическая речевая игра «Придумай слово». Развиваем словотворчество.
Варианты заданий для детей дошкольного возраста:
Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Образование слова ребенком по аналогии – хлебница).
Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Образование слова по аналогии – «хлеборезка»).
Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как? (Могут быть разные варианты ответа ребенка, пусть малыш придумает свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты)
После этого подскажите малышу: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».
Если ребенок не догадался, то скажите: «Да, такие слова, которые ты придумал, действительно могли бы быть в русском языке. Ты придумал замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на…? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на? (хлебозаводе)».
Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.
Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют «хлебороб». А как можно назвать человека, который печет хлеб? Правильный ответ: хлебопек.
Задание 5. Отгадай профессию.
На тракторе работает – кто? (тракторист,
На комбайне работает – кто? (комбайнер)
Землю пашет – кто? (землепашец).
Разводит овощи – кто? (овощевод).
Разводит свеклу – кто? (свекловод).
За семенами следит – кто? (семеновод).
На поле работает – кто? (полевод).
Выращивает лён кто? (льновод).
Сады выращивает – кто? (садовод).
Игра 3. Подбери слова
Задача игры. Это лексическая игра, в которой мы обогащаем и активизируем словарный запас ребенка. И выполняем одновременно еще одну задачу – учим малышей вслушиваться в речь, обращать внимание на выразительные слова.
Ход игры
Я обычно такие игры с детьми до 6 лет провожу в форме игры — паззла. Игровая форма упражнения заинтересовывает и увлекает малышей, ведь у многих современных детей интерес к речи сильно снижен, а речевые упражнения даются им с большим трудом.
Если Вы занимаетесь с детьми увлеченно, творчески, играя, то к 6 годам дети настолько влюблены в игры в слова, что никакая игровая «внешная» опора становится не нужна. С этого возраста дети готовы делать речевые упражнения и без игры, просто в словесной форме. Они начинают играть в речевые игры не ради игрового результата, а ради того, чтобы узнать, научиться. Тогда наша «внешняя опора» — паззл – становится просто не нужна.
Но на первых этапах без игры не обойтись. Ребенку – дошкольнику очень нужно видеть, что он подбирает слова не просто так (по принципу «мне сказали, и я делаю»). Малышу нужно видеть, что у его действий есть результат, которые можно пощупать и увидеть. Как же этого добиться? Нам поможет придуманный мной прием «наглядной игровой оценки речи детей». Поэтому предлагаю провести это упражнение как игру. Начинаем играть :). Присоединяйтесь!
Шаг 1. Готовим материал для игры.
А) Распечатайте картинку хлеба (ниже в статье Вы найдете ссылку на скачивание картинок для занятий и игр) и разрежьте ее на несколько квадратиков. Количество квадратиков зависит от возраста ребенка. Для маленьких детей 3-4 лет достаточно 5-10 частей, для детей 5 лет и старше – 10 и более частей.
Б) Приготовьте дополнительные маленькие картиночки или другие сюрпризики – это «бонус», вдруг Ваш малыш подберет больше слов, чем мы ожидали!
Мне встречались дети, которые могли подобрать до 25 — 30) слов в этой игре. В дальнейшем они очень легко усваивали языки в школе. Для игры с такими детишками нужно разрезать картинку на большее количество кусочков в соответствии с их высоким уровнем развития речи.
Шаг 2. Задача игры – «испечь хлеб», т. е. собрать все кусочки картинки. Каждое слово дает возможность получить одну часть картинки. Нужно подобрать как можно больше слов и получить в игре все кусочки картинки.
Можно не говорить малышу. что получится в результате игры. Пусть это будет для него сюрпризом — загадкой!
Задания для речевой игры: подбери слова
Хлеб какой : вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).
Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т. д.