Получи документы

Познавательно-исследовательский проект «Фасоль на подоконике»

Вероника Трипутина
Познавательно-исследовательский проект «Фасоль на подоконике»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательский проект «Фасоль на подоконике»

Тип проекта : исследовательский.

Вид проекта : среднесрочный (февраль-март 2017г.)

Участники проекта : дети ДОУ.

Актуальность исследовательской деятельности:

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Фасоль на подоконике“» размещена в разделах

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

При разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Цель исследования:

развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи исследования:

. Образовательные:

1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.

5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

1. Развитие способности у детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.

4. Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

• доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;

• формирование практических умений в выращивании культурных растений;

• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;

• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.

• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 Этап проекта. Подготовительная работа

Поисковая работа по подбору:

- иллюстративного материала;

- литературных произведений;

- информационного материала о растениях (энциклопедии);

- создание условий для организации работы: приобретение контейнеров, почвы, семян.

2 этап проекта. Продуктивный.

- цикл познавательных занятий по изучению культурных и декоративных растений;

- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных и декоративных растений: посадка, полив, рыхление растений;

- наблюдения за растениями;

- отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей: аппликация «Красавица фасоль на тарелке»;

Рисование «Фасоль для зайки»;

Часть 1. подготовка.

Осуществление проекта начала с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

Закрепление знаний об овощах. Знакомство с фасоль.

1. Вводное занятие. «Как вырастить фасоль на подоконнике

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить фасоль, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

2. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Зачем семена растений отрываются от материнского растения и расселяются далеко?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания семян?

Почему растения зеленеют?

3. Знакомство с абиотическими факторами

Свет.

Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ, движение, испарение, рост растения.

Температура.

Источник тепла – солнечное излучение.

Почва.

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Типы почв.

Выбор почв для эксперимента (малоплодородная, плодородная, песок, биопочва). Подготовка почв.

Влажность. Значение воды для растений.

Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

4. Культурные растения в жизни человека

Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы.

Фасоль – представитель семейства бобовых. Горох, бобы, соя.

Сорта фасоли. Овощные, сахарные и зерновые сорта фасоли.

Знакомство с семенами фасоли (величина, форма, окраска, строение семян)

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

Значение фасоли как продукта питания. Продовольственная и кормовая фасоль.

Фасоль – зелёное удобрение.

Для эксперимента мы выбрали семена красной фасоли, чтобы видеть, как будет изменяться цвет семян в процессе прорастания. Мы измерили фасоль и заглянули, что находится внутри:) С помощью энциклопедии мы узнали, как устроено семя. Оно состоит из семенной кожуры, семядолей и зародыша. Семенная кожура защищает семя от повреждений и высыхания. В семядолях содержатся питательные вещества для зародыша

Фасоль примерно одного размера, около полутора сантиметров в длину. Каждую можно разделить на две половинки – семядоли – это питательные вещества для будущего ростка пока он не окрепнет.

Фасолинки мы положили :

-одни просто на подоконник на солнышко,

-другие положили в стакан с водой,

- третьи в контейнер с намоченными ватными дисками.

Лучшими условиями для прорастания фасоли, стал контейнер с водой, с намоченными ватными дисками.

День первый

Прошли первые сутки. Фасолины немного увеличились в размере, набухли и цвет стал бледным.

Мы разрезали фасолину и сразу обратили внимание, что корешок зародыша стал толще. Кожица фасолины стала мягче.

День второй

Прошел второй день. Больших изменений мы не увидили. Корешок зародыша стал немного больше и после разрезаний кожуры немного стал выпирать в сторону.

День третий

Прошел третий день. И у нас проклюнулось две фасолины!

День четвертый

Сегодня проклюнулось еще две фасолины! Вчерашние корешки сильно увеличились в размере, кожура вокруг них стала разрываться.

День пятый

На пятый день у одной из фасолин лопнула кожура по линии соединения семядолей, а росток немного позеленел.

День шестой

Фасолина, у которой вчера лопнула кожура, прорастила корешок и пытается укорениться в слое ваты. На корешке появились первые боковые корешки.

День седьмой

Подошла к концу первая часть нашего эксперимента. Фасолины проросли и нам пора было их пересаживать в грунт. А одна фасолина особенно сильно выросла и даже выпустила боковые корешки.

Выводы

В результате нашего эксперимента мы увидели и сделали вывод о необходимости воды, воздуха, тепла для развития семени. Работая над проектом, мы узнали, как устроено семя. Оно состоит из семенной кожуры, семядолей и зародыша. Семенная кожура защищает семя от повреждений и высыхания. В семядолях содержатся питательные вещества для зародыша. А зародыш дает жизнь новому растению.

Часть II : Подготовка

На этом наш эксперимент не заканчивается. Теперь нам предстоит узнать, за сколько дней маленький росток превратится в полноценное растение и какие же условия необходимы молодому ростку. Для этого мы отобрали проросшие фасолины и посадили их в грунт, поставив прозрачный контейнер на подоконник в нашей группе, где солнышко хорошо освещает это окно.

. Исследовательская работа

Посадка фасоли в горшки.

Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

Наблюдение за ростом и развитием фасоли в течение 4 недель.

Анализ результатов за неделю. Выводы.

Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

5. Обобщение и подведение итогов работы

6. Заключительное занятие

Мы наблюдали за ростом фасоли.

Семена пророщенной фасоли мы посадили в прозрачную коробочку и наблюдали, что происходит с семенем под землей. Мы увидели следующее:

Сначала у семени появился корешок, он направлялся вниз, так как ему нужна почва и вода.

В верхней части «вылез» росток и направился вверх, к свету.

Фасолины сбрасывают оболочку – кожуру.

На новом растении появляются первые листочки. Самые нижние (первые) листочки отличаются от других: они полукруглые. Мы узнали из энциклопедии, что они называются семядоли.

Проводили опыты:

1 опыт. Поставили горшочек с ростками фасоли в место, где недостаточно света (потом мы его выставили на свет).

2 опыт - поставили горшочек с ростками фасоли на подоконник, где много света.

Наши наблюдения: в 1 варианте растения фасоли без света сильно вытянулись, а стебли стали тонкими и бледно-желтого цвета.

Во 2 варианте растения стояли на свету и имели короткий стебель и ярко зеленые листья. Ежедневные наблюдения и замеры роста фасоли наглядно показали детям, как изменяется растение в процессе развития.

Мы проследили механизм прорастания семян. Детям удалось доказать, что в помещении группы можно вырастить фасоль, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растения. Проведенные опыты показали, что растениям необходимы: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.

День первый

Прошел один день после высадки проросшей фасолины в грунт. Пока больших изменений нет. Мы посадили фасолину неглубоко, поэтому возможно, что фасолина слегка оголилась в результате обильного полива.

День второй

Вчера, когда мы фотографировали первый образец, меду комками земли было видно крохотный краешек фасолины. А сегодня вечером на этом месте появился росток высотой 2 см! Это потрясающе! Всего за один световой день такой прогресс!

День третий

Первая пара листиков хорошо сформировалась и готова раскрыться. Семядоли начали сморщиваться. Наш образец превзошел все наши ожидания. За ночь он поднялся еще на 5 сантиметров

День четвертый

Первая пара листьев развернулась, листья стали больше, цвет темнее. Между первой парой листьев наметился росток для дальнейшего роста. Семядоли постепенно засыхают и вот-вот отпадут Длина стебелька - 10 см. Через боковину стакана видны удлинившиеся корни растения белого цвета.

День пятый

Увеличилась в размере пара листьев у нашего ростка. Семядоли отпали. Корневая система разрослась и заполнила свободное место в баночке. Длина стебелька уже 12,5 см.

У фасоли поначалу стебли были нежные и слабенькие.

С каждым днем они становились длиннее. Фасоль росла очень быстро, это заметно было по линейке, воткнутой рядом в землю.

День шестой

Распустился третий листик и появился росток для четвёртого листочка. Длина стебелька уже 14 см. Весь стебель стал более твёрдым.

День седьмой

День восьмой, девятый

Три первых листика стали заметно больше. Уже почти развернулся четвёртый листик и он не такой как первых три. Он уже состоит из трёх листиков сразу (трёхлистный) ,появился росток пятого листка. Длина стебелька 18,5 см.

День десятый

На нашем стебельке начинает распускаться пятый лист. Он заметно увеличился, и он такой же как четвёртый – трёхлистный. Длина стебелька уже 21 см. Первые три листка стали ещё больше.

День одиннадцатый

Пятый листик распустился, и он такой же как четвёртый –трёхлистный. Длина стебелька уже 24см. У основания пятого листочка появились – «цветочки» растения.

День двенадцатый

Длина стебелька – 26 см. Цветочки увеличились, побелели, но ещё полностью не распустились.

Между стебельком и третьим листиком, и стебельком и четвёртым листиком появились ещё отросточки будущих цветочков.

День тринадцатый

Верхние цветочки наши полностью распустились. А внизу где были только отросточки цветочков- они набухли и скоро и там цветочки распустяться.

День четырнадцатый

В самом верху, где были наши первые распустившиеся цветы- появились стручки фасоли. Тоесть, плоды фасоли. Внутри стручка находятся маленькие фасолинки. Стручки ещё небольшие, но они с каждым днём будут увеличиваться. И в низу цветочки тоже распустились, значит и там тоже скоро появятся- стручки фасоли. Большой будет урожай.

День пятнадцатый, шестнадцатый

Из трёх сформировавшихся стручков, полноценно и правильно развивается только один, т. к. уже зима и солнышка попадает мало на фасоль, остальные два стручка начинают засыхать.

Выводы: Для роста растения очень важно, чтобы было много солнечного света, тепло и влага. Когда все три условия соблюдены росток очень быстро укрепляется в почве и за считанные часы раскрывает свои листья. С этого момента растение может самостоятельно добывать полезные вещества и воду через корневую систему и получать энергию через фотосинтез в листьях. За 23 дня из маленького семени фасолины развилось самостоятельное растение с новыми плодами. Таким образом, мы с детьми пронаблюдали, весь процесс как из семян вырастает полноценное растение и затем на нём появляются плоды.

За время нашего проекта у детей :

- развился интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания растения.

- расширились знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;

- дети были активными и самостоятельными в практической деятельности по выращиванию растений;

- мы воспитали бережное и заботливое отношение к растениям;

- активизировали речь и обогатили словарь детей;

- сформировали партнерские взаимоотношения между педагогами и детьми. Поэтому мы считаем проект реализован полностью.

Обобщение и подведение итогов работы:

Исследовательская деятельность за ростом и развитием фасоли проводилась с 1 февраля по 12 марта 2017 года.

За этот период удалось из семян фасоли вырастить новый урожай.

Детям удалось доказать, что и в помещении группы можно вырастить фасоль, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растения. Проведённые опыты показали детям, что растениям необходимы: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.

Ежедневные наблюдения и замеры роста фасоли наглядно показали детям, как изменяется растение в процессе развития. Из небольшого боба выросло растение высотой 40 см. На нём сначала появился цвет, а затем сформировался стручок. И как результат исследовательской деятельности – появление боба в стручке фасоли.

Такому результату предшествовала долгая и кропотливая работа:

• Беседы с детьми

• Изучение строения боба

• Знакомство с абиотическими факторами

• Исследовательская работа

• Уход за фасолью

Самостоятельные выводы и суждения способствовали умственному развитию детей. В ходе реализации проекта дети учились трудиться, регулярно ухаживать за растением. Проект способствовал умению работать коллективно, помогать товарищам, добиваться поставленной цели.

Главный итог этой работы развитие коммуникативно - познавательных навыков детей. Дети провели настоящее исследование, получили первые навыки проведения экспериментальной работы.

Мероприятия по реализации проекта

Познавательно-речевое развитие

1. Вводная беседа на тему «Знакомимся – фасоль; «Как вырастить фасоль Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить фасоль, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

Беседа на тему «Полезная и вкусная фасоль»

2. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», разучивание загадок и потешек о фасоли.

3. Знакомство с факторами неживой природы – свет (рост растения); температура (источник тепла – солнечное излучение); вода (значение воды для растений).

Художественно-творческое развитие

1. Рассматривание наглядно-демонстрационного материала «Овощи»;

2. Аппликация «Красавица фасоль на тарелке»;

3. Рисование «Фасоль для зайки»;

4. Прослушивание потешек.

Социально-коммуникативное развитие

1. Хороводная игра «Огород»;

2. Дидактическая игра «Составь узор»;

3. Настольная игра «Что растёт в огороде?», «А что было потом?»

Исследовательская работа

- Посадка фасоли в горшки.

- Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, полив и одинаковые температурные условия.

- Наблюдение за ростом и развитием фасоли в течение 7 недель.

. Краткие сведения о фасоли

В интернет сети мы выяснили, откуда родом фасоль – это растение пришло к нам из Мексики. Оно относится к семейству бобовых и пользуется особой популярностью. Фасоль является источником почти всех необходимых человеку витаминов (A,K, E, B1, B2, PP, B6, C) и минералов, таких как кальций, магний, железо, марганец (Ca,Fe, K, Cu, Zn, S) и другие.

Наиболее благоприятный климат для выращивания фасоли — теплый. Именно потому в основном она произрастает на побережье Черного моря, в Южной Америке, Китае и Европе. Россияне же выращивают сорта фасоли, которые обладают более высокой стойкостью к холоду. Сортов фасоли насчитывается 250, из которых используются всего 20, они отличаются внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.

На Урале широкое распространение получила фасоль обыкновенная, которая достаточно неприхотлива и отличается от остальных тем, что ее можно выращивать в более прохладном климате.

Ближайшие родственники фасоли – это бобы, горох, соя, арахис.

Сегодня бобовые называют «мясом здоровых людей», ведь бобы не только очень питательны, но и чрезвычайно полезны, поэтому очень популярны в кулинарии. Из фасоли готовят супы, борщи, салаты, винегреты, тушат, отваривают, используют также зелёные стручки фасоли.

Посещение библиотеки

Далее для пополнения знаний о фасоли я отправилась в библиотеку. Там нам предложили сказки о фасоли : Г. Х. Андерсен «Волшебная фасоль», индийская сказка «Почему кукуруза и фасоль вместе растут», албанская сказка «Фасоль», еврейская «Сказка о мальчике Бебеле».

Ещё мы нашли загадки, пословицы и стихи о фасоли :

*Семь поросят на крючке висят (фасоль)

*В огороде хоть росла

Знает ноты «соль» и «фа»

*Из стихотворения «Щенок на даче»

Приоткрою тайну: «Ах!»

Там горошины в стручках.

Хочешь суп? Бери-ка соль,

Воду, мясо и… фасоль.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Ах, картошка» Цель: Формирование знаний о картофеле как одной из самых распространенных с/х культур Задачи: Образовательные: Познакомить детей с историей.

Познавательно-исследовательский проект «Голубая капелька»Познавательно-исследовательский проект «Голубая капелька» Познавательно - исследовательский проект «Голубая капелька» Тип проекта: практический Интеграция областей: познание, экология, труд, социализация,.

Познавательно-исследовательский проект «Колесо Истории» Тема проекта: «Колесо истории». Актуальность: Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей. А как часто мы задумываемся.

Познавательно-исследовательский проект «Маленькие исследователи» Представление проекта «Маленькие исследователи» - слайд 1 Знают взрослые и дети, Есть страна на белом свете, Где, на радуге качаясь, В.

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Продолжительность проекта: одна неделя Тип проекта: познавательно- творческий Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Познавательно исследовательский проект Огород на окне Проект : краткосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 1 месяц (март 2016 г.) Участники проекта: дети, воспитатели,.

Познавательно-исследовательский проект «Зимние явления»Познавательно-исследовательский проект «Зимние явления» Проект на тему «Зимние явления». Актуальность:Зима - любимое время года большинства детей в нашей группе. А снег - наиболее яркий признак.

Познавательно-исследовательский проект «Витаминное лукошко» Некоторые дети очень плохо едят овощи и фрукты. Из-за особенностей строения артикуляционного аппарата дети не хотят жевать жесткие овощи.

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде…» «Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь» Жан Жак Руссо Пояснительная записка: И мы, взрослые, стараемся.

Познавательно-исследовательский проект «Волшебный песок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино» Познавательно-исследовательский проект «ВОЛШЕБНЫЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Фасоль на подоконике»
Опубликовано: 12 октября 2017 в 18:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Фасоль на подоконике»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Трипутина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД