Любовь Чижикова
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
Цель современного образования –развитие личности ребёнка. Важно оказать педагогическую поддержку каждому воспитаннику на пути его развития.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Будем воспитывать активную, инициативную, творческую личность ребёнка. Важно научить ребят способам добывания знаний. Ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования. Необходимо поддерживать инициативу детей. Накопления ребёнком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области.
Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребёнку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Ребёнок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Учёные доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности дошкольника. В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить любознательность. При этом взрослый является равноправным партнёром, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Радость, удивление, восторг испытывают дети, участвуя в процессе исследования. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемные вопросы, выдвигать предположения и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать память, логическое мышление.
Учёные выделяют этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности :
I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приёмам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.
II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приёмам сравнения и группировки.
III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, работать со схемами и символами.
Важно помнить, что интеллектуальные умения формируются постепенно и систематически в активной повседневной жизни.
Педагогу необходимо активно включать детей в коллективные познавательные игры, учить находить контакт со сверстниками для поиска рациональных способов игровых действий, оказания помощи сверстникам в случае необходимости.
Познавательно – исследовательской деятельность ребёнка –это активность, направленная на изучение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
В период дошкольного детства пропедевтика познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий. Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными связями. Это позволяет детям связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы. Поэтому важная цель в дошкольном возрасте - это развитие у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления,формированию начал экологической культуры.
Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Это ведёт к личностному росту дошкольника.