Дарья Галкина
Познавательно-исследовательская деятельность «Вулканы» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непосредственно образовательной деятельности «Вулканы».
Тип занятия: познавательно-исследовательская деятельность.
Возрастная группа - дети подготовительной группы 6-7лет. Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 мин.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Вулканы“ (старший возраст)» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии, развить интерес к камням, сенсорные ощущения, формировать интерес к исследовательской деятельности.
Образовательная область приоритет: познавательно-исследовательское на-правление.
Образовательные области интеграция: социально-коммуникативная, рече-вая, художественно-эстетическая, физическое здоровье.
Предварительная работа: просмотр фильма о вулканах. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем". Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.
Виды деятельности :
Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Образовательные области:
физическое развитие, личностно-социальное, познавательное, речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, безопасность, здоровье, музыка, художественная литература, социализация, труд.
Образовательные задачи:
- дать детям представление о таком явлении природы как вулкан, познакомить с профессией ученого-вулканолога;
- развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, называть свойства и осо-бенности (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, красивый и др.);
- закрепить знания детей об объектах неживой природы;
-способствовать развитию связной речи;
- закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.
Развивающие задачи:
-развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать вы-воды;
- развивать у детей познавательный интерес к деятельности;
-способствовать развитию творческого воображения;
-развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
-готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при вы-полнении заданий;
-умение работать в команде.
Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы «Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №107»
Предпосылки УУД:
коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности;
познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям;
регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному пра-вилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Я считаю, что мне удалось добиться поставленной цели. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. НОД строила как увлека-тельную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала поло-жительный, эмоциональный фон процесса познания, повысила речевую актив-ность детей и сохраняла интерес на протяжении всей НОД. В ходе НОД ис-пользовала, наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. На протяжении всей НОД дети были добро-желательны, отзывчивы, помогали друг другу. По рефлексии было выявлено, что НОД детям понравилась, и они хотели бы иметь продолжение. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее не выходя за рамки времени – 30 минут.
Используемое оборудование:
Проектор, ноутбук, набор камней, сосуды с водой, чайные ложки, поднос, лу-пы, пемза, макет вулкана, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, ли-монная кислота, вода и салфетки.
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Организационный этап - 2 мин.
Цель этапа: создать приятную атмо-сферу и настроить детей на занятие.
Цель этапа: создают хорошее на-строение и настраиваются на заня-тие.
Дети с воспитателем входят в зал под музыку и становятся в круг.
(Слайд 1)
– Давайте возьмемся за руки и переда-дим друг другу свое хорошее настрое-ние.
- Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Берутся за руки и улыбаются
– Ребята, какое у вас сегодня настрое-ние? Ответы детей
(Хорошее, радостное, веселое)
Основной этап - 25мин
Цель этапа: Развивать познаватель-ную активность детей в процессе са-мостоятельного выполнения опытов по схеме. Цель этапа: Дети закрепляют по-нятие вулкан, виды вулканов, про-водя (по схеме) опыт по изверже-нию вулкана на макете
(Слайд 2)
- Посмотрите ребята, у нас здесь сюр-приз - вот этот мешочек. Вам интерес-но, что в нём? Ответы детей (Да.)
Для того чтобы узнать что в мешочке вы должны отгадать загадку:
- Его в горах полным - полно, он часто падает на дно ущелья со скалы крутой. Он твёрдый, маленький, большой. По форме разным он бывает. Его с дороги убирают. Что это? Ответы детей (Камни.)
- Правильно – это камни. А вы хотите узнать, что такое камень? (Слайд 3) Ответы детей (Да.)
- Камень — это прочная, твёрдая горная порода, залегающая сплошным массивом или отдельными глыбами. (Слайд 4)
- А теперь давайте отправимся в «мас-терскую» и исследуем наши камни. Идут по узкой тропинке (из физ-культурных блоков, подходят к столам для исследования камней.
- Ребята, вот мешочек ощущений. В нём много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни. Достают из мешочка камни.
- Как ты узнал, что в руках у тебя ка-мень? Ответы детей.
- Какой он на ощупь?
Ответы детей (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
- Возьмите в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ла-дони.
- Что произошло с пластилином?
- Почему?
- Что произошло с камнем?
- Почему? Ответы детей (Пластилин изменил форму, а камень остался таким же по форме)
- Подвиньте миски с водой. Дети проходят к следующему сто-лу, где стоят миски с водой.
- Что будет, если мы опустим камень в воду? Ответы детей
- Давайте это проверим. Опускают камни в воду. Ответы де-тей (камень утонул, потому что тя-желый.)
- Ребята, у нас в мастерской есть еще молоток, гвозди, деревянный брусок. Проходят к следующему столу.
- Сейчас попробуем вбить гвоздь в камень.
- Как вы думаете, что произойдёт? Ответы детей.
- Почему не получается забить гвоздь в камень? Ответы детей. (Потому что камень прочный, твёрдый)
- А теперь попробуем забить гвоздь в брусок.
Берут молоток и забивают гвоздь в брусок (с помощью воспитателя)
Почему забили гвоздь? Ответы детей (потому что брусок непрочный, мягкий.)
- Ребята, у меня еще есть очень не-обычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Дети берут лупы со столов и рас-сматривают через них камень (пем-зу).
- Что вы видите?
Ответы детей (дырки.)
- А как вы думаете эти дырочки пус-тые? Ответы детей.
- Давайте опустим этот камень в воду. Отпускают камень (пемзу) в воду.
- Что произошло? Ответы детей (этот камень не уто-нул)
- Он не утонул, как другие камни, по-тому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Этот камень называется пемза. И мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
(Слайд 5) Физкультминутка.
А теперь мы с вами маленько разо-мнё мся:
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Влево, вправо, повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали. Дети выполняют движения.
- А теперь я вам расскажу, что же та-кое пемза. (Слайд 6)
- Пемза – это застывшая лава, которая образуется при извержении вулкана.
- В нашей мастерской есть кинозал, давайте пройдём туда и посмотрим, что же такое вулкан, и каково его строение внутри.
(Слайд 7) Дети смотрят видеоролик о вулка-не.
- Ребята, скажите, на что похож вул-кан? Какой он формы? (Слайд 8) Ответы детей (он похож на конус.)
- Почему эти горы назвали вулкан? Вспомните, что гласит легенда? (Слайд 9) Ответы детей (по легенде в высо-кой горе жил и работал бог по имени Вулкан)
Давайте повторим, что же такое вул-кан.
Вулкан - гора конической формы с кратером на вершине, через который из недр земли происходит извержение огня, расплавленной лавы, раскален-ного пепла и камней одновременно с землетрясением.
Дети повторяют.
Вулкан - гора конической формы с кратером на вершине, через кото-рый из недр земли происходит из-вержение расплавленной лавы.
- А изучают и следят за жизнью вулканов учёные. Этих учёных называют вулканологами. (Слайд 10) Смотрят на экран и запоминают, как выглядят учёные.
А вы хотите стать вулканологами? Ответы детей. (Да, хотим стать вулканологами.)
- Тогда мы отправимся в лабораторию, но лаборатория находиться высоко в горах и на нашем пути много препятствий, вы готовы их преодолеть? Ответы детей. (Да.)
- Тогда отправляемся в путь! Дети преодолевают преграды:
- Идём по узкой тропинке. идут по тропинке (ребристая до-рожка)
- Далее перед нами болото, нам нужно перепрыгивать по кочкам. прыгают по кочкам (кочки разной величины)
- А вот здесь нужно быть очень осто-рожными, впереди расщелина, через нее мы перелезем по мосту. перелезают по мосту (лестница-дуга (балансир)
- Ребята, посмотрите, какая узкая пе-щера, через нее мы сможем только проползти. проползают в туннеле (гибкий тун-нель).
- Вот мы и подошли к нашей лабора-тории. Дети надевают фартуки.
- Ребята, давайте попробуем оживить наш вулкан и понаблюдаем за извер-жением лавы?
- Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными и осторожными.
- Давайте вспомним правила работы в лаборатории. (Слайд 11) -Надо работать аккуратно
Показываю картинки-подсказки - Ничего не брать в рот
(см. Приложение 1, рис. 1)
Показываю картинки-подсказки - Не нюхать (см. Приложение 1, рис. 2)
Показываю картинки-подсказки - Быть внимательными
(см. Приложение 1, рис. 3)
Показываю картинки-подсказки - Быть осторожными
(см. Приложение 1, рис. 4)
- А теперь нам нужно узнать, какие нам нужны ингредиенты. Дети смотрят на экран и прогова-ривают все ингредиенты.
- Чтобы не навредить себе и окру-жающим, будем работать по схеме. (Слайд 12) Дети берут карточки, где изобра-жены ингредиенты (сода, лимонная кислота, жидкое мыло, красная краска, вода)
(см. Приложение 2.)
- У кого какая карточка досталась, тот и должен положить ингредиент в ма-кет, следуя подсказкам на схеме. При-ступаем. Дети смотрят на экран и, соблюдая последовательность на схеме, по очереди всыпают ингредиенты в макет вулкана.
(Слайд 13) Дети наблюдают извержение вул-кана. (звучат звуки извержения вулкана)
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул. (Читает ре-бёнок наизусть)
Давайте ещё раз вспомним, какие вул-каны бывают. Смотрят на экран и говорят, какой это вулкан изображён.
(Слайд 14) Ответы детей. (Действующий вул-кан)
(Слайд 15) Ответы детей. (Спящий вулкан)
(Слайд 16) Ответы детей. (Потухший вулкан)
Заключительный (рефлексивный) этап – 3мин.
Цель этапа: Выявить настроение и эмоциональное состояние. Цель этапа: выразить своё эмоциональное состояние путём выбора картинки.
(Слайд №17) Вот мы с вами и побывали вулканологами, вам понравилось?
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Ответы детей.
Дети возвращаются в детский сад по той же дороге, что и шли в лабораторию.
Ребята, что вам запомнилось больше всего из нашего путешествия? Ответы детей.
А перед уходом я попрошу вас вы-брать и взять по одной картинке с изображением вулкана, который вам нравиться. Дети выбирают по картинке с изо-бражением вулкана (2вида карти-нок).
(Слайд №18)
Используемые ресурсы.
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/04/24/kartoteka-rezhimnykh-momentov
2. https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/709-detyam-zagadki-o-prirode-kamen.html
3. Толковый словарь Ожегова.
4. Азбука физкультминуток для дошкольников. В. И. Коваленко.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические реко-мендации/Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2008.
6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошколь-ный возраст. – М. : Педагогическое общество России, 2003.
7. https://biofile.ru/geo/920.html
8. https://www.youtube.com/watch?v=mjODN0CMkY4
9.