Наталья Пупкова
Познавательно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно- исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников в рамках ФГОС
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Важную роль в экологическом воспитании дошкольников играет исследовательская деятельность, так как она направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей воспитанников.
Одним из средств исследовательской деятельности является экологическая тропа «Аллея юных исследователей», созданная на территории ДОУ и смоделированная с учетом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
«Аллея юных исследователей» включает в себя мини-огород, цветочную поляну, зеленую аптеку, птичий двор и другие станции, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организацию систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. Аллея позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с воспитанниками. В разное время можно посещать разные точки аллеи, даже одну и ту же точку можно посетить несколько раз в разное время года. Всё зависит от поставленной цели, возраста и индивидуальных потребностей воспитанников.
Объекты аллеи дают большие возможности для сенсорного развития ребёнка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, эмоционального развития ребёнка, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым объектам. Аллея выполняет следующие функции: развивающую, социальную, познавательную, эстетическую, оздоровительную.
На «Аллеи юных исследователей» организованы станции: «Русская берёзка», цель: исследовать сезонные изменения, происходящие с деревом (при какой температуре воздуха происходит набухание почек, зацветание почек, распускаются листья, изучить особенности этого дерева, как символа России; «Озерцо», цель: исследовать вегетативные органы водных растений, их приспособления к водной среде, исследовать температуру воды, при которой эти растения могут жить; «Метеостанция», цель: исследовать климатические изменения погоды (направление ветра, количество выпавших осадков, температуру окружающей среды); «Избушка Айболита» (станция «скорой помощи») - это специально отведённое место для хранения различного инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор); «Целебная травка», цель: расширить и закрепить знания воспитанников о свойствах лекарственных растений. Сформировать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Научить собирать и засушить лекарственные растения. Исследовать сезонные изменения этих растений. «Птичья столовая», цель: познакомить воспитанников с разновидностью птиц, с их адаптационными изменениями к окружающей среде, воспитать трудолюбие и заботу о птицах; «Царство удивительных пеньков», цель: предоставить возможность для психологической разгрузки, показать воспитанникам возможность создания условий второй жизни погибших деревьев; «Природная мастерская», цель: закрепить экологические знания через продуктивную деятельность.
Одной из форм работы на экологической тропе являются исследовательские проекты, например, проект «Береза-символ России», целью которого было развитие у детей познавательного интереса, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Этапы работы над проектом: подготовительный (разработка проекта, практический (выбор березки на территории детского сада. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. Рассматривание иллюстраций и книг по теме: «Береза» Рассматривание поделок из берёзы. Исследовательская работа: «Рассмотри кору берёзы бересты под лупой»). Заключительный (продукт проекта) : альбом "Люблю русскую красавицу"; выставка детских рисунков, поделок. Задачи практического этапа данного проекта: развить познавательную сферу и проведение действий, направленных на познание, для гармоничного развития детей. Помочь приобрести опыт взаимодействия с природой. Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоёв - это опробковевшие клетки. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему береза является символом России и как необходимо бережно относиться к березке и к природе в целом.
Другой из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения является игра-экспериментирование, основной составляющей которой являются опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Были проведены такие опыты, как «Вулкан», цель: совершенствование умения работать с различными материалами и веществами во время проведения опыта; «Червячки», цель: расширение знаний о почве; формирование представлений о пользе жизнедеятельности червяков для роста растений; опыт на выявление необходимости света для роста растений, опыты по выращиванию зелени из репчатого лука. Эти опыты позволили определить влияние разных факторов на рост растения. В группе поставили три банки с луковицами: одну в темноту; другую в прохладное, но светлое место; третью оптимально в теплом помещении на окне. Дети наблюдали влияние разных условий на рост луковиц в холоде лук не пророс совсем или пророс, но очень медленно; в темноте появились желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечили бурный рост хорошей зелени. В результате дети наглядно убедились в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений.
Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т. е. причин, которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.
Развитие исследовательских способностей ребёнка- одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.