Ольга Рытова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Образовательная:
- область «Познание» : уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- область «Коммуникация» : создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, газ);
- область «Художественное творчество» : вызывать интерес к рисованию, желание рисовать самостоятельно, учить воспринимать изображения как отражение реальных предметов;
- область «Здоровье» : формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности. Вызвать желание детей помочь Галчонку.
Предварительная работа:
Беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского.
Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой; трубочки по количеству детей; игрушки, баночки; два подноса; таз с водой; шарики ваты; воздушные шары по количеству детей; небольшие камни по количеству детей; дудочки, чистые листы бумаги, фломастеры.
Ход непосредственной образовательной деятельности :
Организационный момент.
А для начала я предлагаю вам стать в круг
«Дружно за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся!
Вы готовы начинать? (Да)
Можно дальше продолжать? (Да)
- Сегодня я шла в детский сад и думала: какую интересную игру приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то откроется, то закроется. Подошла поближе, никого нет. А калитка все равно – то откроется, то закроется…
- Кто же ее открывал? (ветер)
-А какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый)
- А мы можем сами сделать ветер? (Да)
- А как? (подуть)
-Ребята, хотите поиграть с ватным шариком? (Да)
- Если мы сильно дуем, что происходит с шариком? (он улетает)
- А как надо подуть, чтобы шарик не улетел? (слабо подуть)
- Так какой бывает ветер? (ветер бывает слабым и сильным)
- Ребята что такое ветер? (это движение воздуха)
-А где есть воздух? (везде)
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)
- А можно жить без воздуха? Почему?
- А давайте проверим. Вздохните побольше воздуха и задержите дыхание. Достаточно.
- Какое было желание? (ответы детей)
- Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
Значит, воздух есть везде, и жизнь без него невозможна.
Сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите узнать от кого? (Да)
- Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Галчонок. Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я, никогда не видел воздух. А вы ребята? Помогите мне узнать все про воздух».
- Поможем Галчонку?
- Тогда, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые.
- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (твердый)
Камень это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (нет)
- Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.
- Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А что умеет делать вода? (ответы детей) Так что же такое вода? (ответы детей) Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)
Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость. Но как же тогда его обнаружить? Продолжим наши исследования.
- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей)
- А хотите увидеть воздух? (Да)
Опыт № 1
- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)
Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт № 2
Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
- Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей)
Летом на речке люди используют этот «запертый» воздух. Это надувные матрасы, жилетки, круги для плавания.
Игра «Где спрятался воздух?»
- Ребята, помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают, и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух?
Дети поочередно достают из мешочка игрушки и раскладывают их на два подноса. - Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду! (подводится итог игры)
Опыт № 3 (воздух можно услышать)
Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (внутри шариков)
Спустите наши шарики. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)
Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим? (Звук)
Правильно, мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Физминутка.
Прежде чем мы с вами будем выполнять следующее задание, нам надо размяться: (выполняются движения по тексту)
«Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше».
- Ребята, а как воздух помогает людям? Как используют его свойства? (фен, вентилятор, воздушный шар, колеса машин, парусные корабли)
(Беседа по картинам)
Вот как много мы с вами сделали открытий, давайте еще раз вспомним, что мы узнали про воздух, для того что бы я смогла написать ответ Галчонку на его письмо:
- воздух бесцветный, мы его не видим;
- без воздуха ничто живое не может жить;
- чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
- воздух легче воды;
- ветер – это движение воздуха.
Ребята, хотите сделать приятное Галчонку? (Да) Давайте нарисуем ему в подарок разноцветные воздушные шарики. Он будет очень рад получить от нас подарок. (Дети рисуют воздушные шары)
Какие у вас получились красивые шарики! Вместе с письмом ваши подарки сегодня я отправлю Галчонку, он будет очень рад. А нам пора одеваться и идти на улицу дышать свежим воздухом.