Светлана Паршина
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми
Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию». Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
Поэтому целью моей работы стало создание условий для развития познавательного интереса у детей в процессе экспериментальной деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми» размещена в разделах
Перед собой я ставила следующие задачи:
создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
развитие внимания, восприятия, мышления;
Формы работы, которые я использовала:
- совместная деятельность воспитателя и детей (опыты, познавательные игры, беседы, наблюдения)
- самостоятельная деятельность в специально организованных условиях
- наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природы
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений.
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
В течение «Недели науки», в ходе игр по экспериментированию было отмечено, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и активно участвуют в предложенных экспериментах: «Разноцветная вода», «Тонет – не тонет», «Волны», «Воздух есть везде», «Ветер».
Я пришла к выводу: экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитанию у него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребёнка к школе. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.