Екатерина Чуприкова
Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект занятия на тему «Ткань и ее свойства» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Уточнение представлений о ткани, ее свойствах, процессе изготовления и ее применение.
Задачи:
Образовательные:
• учить детей различать ткань по внешнему виду, на ощупь: шелковая, хлопчатобумажная, синтетическая шерстяная и свойствам (мнется, рвется, режется, намокает);
• обобщить знания об отличительных свойствах ткани и бумаги;
• закреплять умение проводить опыты в определенной последовательности.
Развивающие:
• развивать умения сравнивать ткань и бумагу, формулировать выводы аргументирую их;
• способствовать запоминанию информации через использование зрительных образов;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность, Конспект занятия на тему „Ткань и ее свойства“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
• развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности и самостоятельному поиску знаний.
Воспитательные:
• воспитывать аккуратное и бережливое отношение к продуктам деятельности людей изготовляющих тканью.
Материал у воспитателя:
Схема (алгоритм) действий с тканью (мнется, рвется, режется, намокает, ножницы, ткань – наглядный материал, вода.
Материал у детей:
Ножницы, стаканы с водой по 2, ткань на каждый опыт.
ЗАНЯТИЕ
Вводная часть
Ребята, сегодня я хочу вам предложить провести опыты с тканью.
Прежде, чем мы начнем проводить опыты, вспомните, для чего нам нужна ткань?
Молодцы!
Вспомните из чего могут изготавливать ткань?
Сегодня я вам расскажу, как же производится ткань.
Сели ровно, руки положили на колени, слушаем внимательно.
Во время чтения рассказа показываю иллюстрации.
Рассказ
Ткань ткут из ниток на ткацких станках, это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Ткань бывает разной: хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной, синтетической.
Хлопчатобумажную ткань изготавливают из хлопка, который растет на полях в жарком климате. Хлопчатник похож на коробочки с ватой. Из такой ваты делают тонкие нити, а уже из них ткут ткань. Из хлопчатобумажной ткани портные шьют футболки, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.
Для шелковой ткани нити прядет паучок, которого называют тутовый шелкопряд. Из такой ткани обычно шьют легкую летнюю одежду.
Ткать шерстяную ткань, очень теплую люди научились из шерсти животных: барана, верблюда. Из такой теплой ткани в основном шьют теплую одежду: пальто, кофты, одеяла.
Синтетическую ткань ткут из искусственных нитей, которые придумали и сделали люди. Из такой ткани шьют разные вещи. Из более тонкой, шьют шторы. Толстой тканью обивают мягкую мебель.
Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань. Уже из готовой ткани портные шьют одежду для людей.
Что бы сделать ткань и сшить одежду люди очень много трудятся. Поэтому мы с вами должны беречь свою одежду. Аккуратно складывать ее, вовремя стирать, гладить утюгом, если появятся дырочки зашивать их.
Основная часть
Садимся на свои места.
Посмотрите на свои столы и скажите, что находится на ваших столах, какие материалы?
Эти материалы помогут нам провести опыты.
Давайте вспомним последовательность проведения опытов с бумагой.
Ребята, на доске я повешу последовательность проведения опытов с бумагой.
1. Смять
2. Разорвать
3. Разрезать
4. Намочить
Вы берете на каждый опыт по 1 квадрату каждого вида бумаги.
Опыт №1 сравнит как мнется ткань и бумага.
Выполняем первой действие алгоритма, какое это действие?
Сделайте вывод о сминаемости бумаги и ткани. Чем это объяснить?
(дети если затрудняются помогаю ответить)
Опыт№2 что лучше рвется ткань или бумага
Делаем 2 действие алгоритма – разрываем ткань, бумагу
Что вы можете сказать о результата своих действий?
Чем объяснить?
Ребята, сейчас я предлагаю вам отдохнуть и сделать физкультурную минутку, встали около своих столов.
Ткань мы мяли, мяли
Ткань мы рвали, рвали
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
Опыт снова разберем.
Молодцы, отдохнули немного, садимся.
Опыт №3 что легче режется
Делаем 3 действие алгоритма проведения опыта
Проанализируйте ваши действия и объясните почему?
Опыт №4 сравнение бумаги и ткань
Выполняем 4 действие
Сделайте выводы о свойстве.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру
«Что бы вы сшили из этой ткани»
Ребята, у каждого в конверте есть несколько кусочков ткани, выберете один из этих кусочков и скажите, что можно сшить из этой ткани.
Заключительная часть
Ребята, сегодня мы провели опыты с тканью, чтобы узнать ее свойства и знать из какой ткани лучше всего шить.
Вам понравилось? Что нового вы узнали? По каким свойства? Как полученные знания сегодня могут пригодятся вам в жизни?