Cветлана Гайнятуллина
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Почему идет дождь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности
Задачи:
• познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя, расширять кругозор детей, через изучение свойств воды;
• развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
• развивать речь детей, произвольное внимание, память, восприятие, мелкую моторику.
• формировать у детей практические навыки при использовании приборов помощников;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста „Почему идет дождь“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Темочки
• развивать любознательность, наблюдательность, интерес к предметам и явлениям окружающего мира;
• воспитывать дружеские отношения со сверстниками, умение работать в группе, договариваться.
Оборудование:
Для каждого ребенка: банка – 1 л. ; стекло с нарисованной тучкой; варежка, мерный стаканчик, палочка, бутылка с водой, краситель синий; раскраска «Круговорот воды в природе».
Для педагога:
Плитка электрическая, кастрюля, термос с горячей водой, контейнер со льдом.
Видеофильм: «Круговорот воды в природе».
Картинки для демонстрации детям: дождь, гроза, сапоги резиновые, зонт, схема «Круговорот воды в природе».
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Ход деятельности:
1. Организационно-мотивационный этап.
Дети входят в помещение.
Доброе утро! Добро пожаловать в научную лабораторию. Меня зовут Светлана Ивановна. Я ученый. Это моя исследовательская лаборатория. Здесь мы экспериментируем, и совершаем научные открытия.
От Асмик Рафаэлевны я узнала, что вы очень любознательные дети. Это правда? Может кто то из вас совершал научные открытия? А хотите их совершить?
Воспитатель: Я думаю, что вы согласитесь мне помочь в изучении одного важного вопроса. Вот и сейчас на электронную почту пришло очередное сообщение.
На экране три картинки; гроза, сапоги резиновые, зонт.
Воспитатель: Нам надо отгадать одно слово, которое объединяет все эти картинки. Отгадав которое, вы узнаете объект нашего исследования.
Дети: Природное явление, дождь
Воспитатель. – Что, будем проверять? (на доске появляется картинка- дождь)
Воспитатель: - Да, это дождь! Правильно! Сегодня мы будем изучать дождь. Коллеги, вы, готовы?
Воспитатель: - Тогда прошу в мою лабораторию.
Воспитатель: Нам предложили объект исследования, давайте вспомним, что такое дождь, что мы знаем о дожде?
Дети: мокрый, холодный, лужи и пр.
Воспитатель: - А как узнать, пойдёт ли дождь?
Дети: солнышко прячется, серые тучи и пр.
Воспитатель: – Значит дождь прячется в тучках и облаках? Коллеги, а почему идёт дождь, наверное, есть какой-то ответ, возможно там кран, откроешь и дождь льётся на землю?
Ответы детей.
Воспитатель: - Мы хотим знать, почему идёт дождь? Думаю, вы, сами догадаетесь, а я вам, помогу.
2. Практический этап.
Воспитатель приглашает пройти в лабораторию.
Дети проходят в лабораторию, одевают шапочки и халаты. Занимают свои места за столами.
Воспитатель: - Ребята в научной лаборатории существуют правила.
• Внимательно слушать инструкцию.
• Не пробовать ничего на вкус.
• Не мешать товарищам.
• Быть аккуратными.
• Соблюдать осторожность.
Воспитатель: Коллеги, сегодня для нашего исследования нам понадобится следующее оборудование, которое расположено у вас столе. Назовите его.
Дети: Банка, стекло с нарисованной тучкой, варежки, термос, совочек, контейнер со льдом, палочки, краситель.
Воспитатель: –Мы же говорили, что дождь прячется в тучке. Нам нужно маленькое облачко. Где его взять?
Дети: его нельзя взять в руки.
Воспитатель: - Как же на быть? А что, если нам самим сделать облако?
Воспитатель: - Коллеги, из чего сделаны тучи и облака?
Дети: из тумана, туман из маленьких частичек, из воздуха…
Воспитатель: – А может облака из сахарной ваты?
Дети: вату можно взять в руки и съесть, а облако нельзя….
Воспитатель. - То есть, туча состоит из маленьких капель?
Дети: да
Воспитатель: - А как же тогда маленькие капельки оказываются на небе?
Ответы детей (гипотезы)
Воспитатель. — Значит, нам есть над чем задуматься? А может вода нагревается и превращается в пар?
Дети: да!
Воспитатель: – Отличная версия, коллега. Значит, если нам нужно облако, тогда нам нужен пар? А пар — это вода, которую нужно сильно-сильно нагреть?
Дети: (Да)
Воспитатель: – Нальём воду в мерный стакан. Вода такая прозрачная, что её совсем не видно, давайте подкрасим воду красителем?
(Дети сами подкрашивают воду)
Воспитатель: – Аккуратно, одна маленькая капелька, а чем бы размешать?
Дети: (Палочкой)
Воспитатель: - У нас получилось сделать небо. Ну что, переливаем воду в кастрюлю. Очень красиво получилось. А теперь ставим кастрюлю?
Дети: (На плиту)
Воспитатель: – Коллеги, такой эксперимент можно проводить только в специальной лаборатории со взрослыми.
Воспитатель: - Что же сейчас произойдёт? Какие есть у вас догадки?
Дети: Вода кипит и появляется пар, полетит вверх.
Воспитатель: – Интересно, сейчас посмотрим. Что же происходит с паром?
Дети: Он поднимается и разлетается по комнате.
Воспитатель: - Давайте попробуем поймать пар? (Да)
Воспитатель разливает горячую (не крутой кипяток) в литровые банки, которые стоят у детей.
Воспитатель: Коллеги, посмотрите, нет ли у нас на столе какого - ни будь хитроумного приспособления? (Облако на стекле)
Воспитатель: здорово! Хорошее предложение, пар будет подниматься на верх, и если мы будем его ловить стёклышком, то у нас всё получится! Я сейчас аккуратно подвину наше облако, а вы рассказывайте, что сейчас произойдёт?
Дети: Облако потеет. образуются маленькие капельки
Воспитатель: – Откуда они взялись?
Дети: - Из горячей воды, пар прилип.
Воспитатель: – Да, сначала горячая вода превратилась в пар, а потом попав на стекло, снова превратилась в воду?
Воспитатель: - Коллеги как вы думаете почему так произошло?
Ответы детей : (Потому что, стекло не горячее)
Воспитатель. – То есть, вы думаете, пар дотронулся до холодного стекла и превратился обратно в воду? Вы близки к ответу, но вы еще не полностью воспользовались подсказки, какие ещё предметы мы не использовали?
Дети: варежки и коробку.
Воспитатель. Точно, коробка! Посмотрим, что в ней. И что же это? (Лёд)
Воспитатель: положим лёд на стекло, и оно станет намного холоднее.
Воспитатель предлагает детям надеть варежки и положить лед на стекло.
Воспитатель: что видите сейчас?
Дети: капельки, пошёл дождь.
Воспитатель. - Прикасаясь к холодному стеклу, пар охлаждается и превращается в воду! Думаю, что теперь мы можем ответить на главный вопрос? Коллеги, расскажите, почему идёт дождь?
Дети: Пар идёт вверх и превращается в облако, тучу.
Воспитатель: – У нас готова гипотеза. То есть, предположение, дождь идёт, потому что в облаках от холода появляются капельки воды.
Теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм и найти ответ на наш вопрос. Почему идет дождь?
Дети смотрят отрывок мультфильм «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: вы нашли ответ на вопрос «Почему идет дождь?
Воспитатель выслушивает ответы детей. Дети фиксируют результат.
3. Рефлексивно-оценочный этап
Ребята вам понравилось совершать открытие?
Какое открытие мы совершили?
Что бы сложным для вас?
Молодцы