Папки-передвижки

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Почему идет дождь»

Cветлана Гайнятуллина
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Почему идет дождь»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности

Задачи:

познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя, расширять кругозор детей, через изучение свойств воды;

развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

• развивать речь детей, произвольное внимание, память, восприятие, мелкую моторику.

• формировать у детей практические навыки при использовании приборов помощников;

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста „Почему идет дождь“» размещена в разделах

• развивать любознательность, наблюдательность, интерес к предметам и явлениям окружающего мира;

• воспитывать дружеские отношения со сверстниками, умение работать в группе, договариваться.

Оборудование:

Для каждого ребенка: банка – 1 л. ; стекло с нарисованной тучкой; варежка, мерный стаканчик, палочка, бутылка с водой, краситель синий; раскраска «Круговорот воды в природе».

Для педагога:

Плитка электрическая, кастрюля, термос с горячей водой, контейнер со льдом.

Видеофильм: «Круговорот воды в природе».

Картинки для демонстрации детям: дождь, гроза, сапоги резиновые, зонт, схема «Круговорот воды в природе».

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Ход деятельности:

1. Организационно-мотивационный этап.

Дети входят в помещение.

Доброе утро! Добро пожаловать в научную лабораторию. Меня зовут Светлана Ивановна. Я ученый. Это моя исследовательская лаборатория. Здесь мы экспериментируем, и совершаем научные открытия.

От Асмик Рафаэлевны я узнала, что вы очень любознательные дети. Это правда? Может кто то из вас совершал научные открытия? А хотите их совершить?

Воспитатель: Я думаю, что вы согласитесь мне помочь в изучении одного важного вопроса. Вот и сейчас на электронную почту пришло очередное сообщение.

На экране три картинки; гроза, сапоги резиновые, зонт.

Воспитатель: Нам надо отгадать одно слово, которое объединяет все эти картинки. Отгадав которое, вы узнаете объект нашего исследования.

Дети: Природное явление, дождь

Воспитатель. – Что, будем проверять? (на доске появляется картинка- дождь)

Воспитатель: - Да, это дождь! Правильно! Сегодня мы будем изучать дождь. Коллеги, вы, готовы?

Воспитатель: - Тогда прошу в мою лабораторию.

Воспитатель: Нам предложили объект исследования, давайте вспомним, что такое дождь, что мы знаем о дожде?

Дети: мокрый, холодный, лужи и пр.

Воспитатель: - А как узнать, пойдёт ли дождь?

Дети: солнышко прячется, серые тучи и пр.

Воспитатель: – Значит дождь прячется в тучках и облаках? Коллеги, а почему идёт дождь, наверное, есть какой-то ответ, возможно там кран, откроешь и дождь льётся на землю?

Ответы детей.

Воспитатель: - Мы хотим знать, почему идёт дождь? Думаю, вы, сами догадаетесь, а я вам, помогу.

2. Практический этап.

Воспитатель приглашает пройти в лабораторию.

Дети проходят в лабораторию, одевают шапочки и халаты. Занимают свои места за столами.

Воспитатель: - Ребята в научной лаборатории существуют правила.

• Внимательно слушать инструкцию.

• Не пробовать ничего на вкус.

• Не мешать товарищам.

• Быть аккуратными.

• Соблюдать осторожность.

Воспитатель: Коллеги, сегодня для нашего исследования нам понадобится следующее оборудование, которое расположено у вас столе. Назовите его.

Дети: Банка, стекло с нарисованной тучкой, варежки, термос, совочек, контейнер со льдом, палочки, краситель.

Воспитатель: –Мы же говорили, что дождь прячется в тучке. Нам нужно маленькое облачко. Где его взять?

Дети: его нельзя взять в руки.

Воспитатель: - Как же на быть? А что, если нам самим сделать облако?

Воспитатель: - Коллеги, из чего сделаны тучи и облака?

Дети: из тумана, туман из маленьких частичек, из воздуха…

Воспитатель: – А может облака из сахарной ваты?

Дети: вату можно взять в руки и съесть, а облако нельзя….

Воспитатель. - То есть, туча состоит из маленьких капель?

Дети: да

Воспитатель: - А как же тогда маленькие капельки оказываются на небе?

Ответы детей (гипотезы)

Воспитатель. — Значит, нам есть над чем задуматься? А может вода нагревается и превращается в пар?

Дети: да!

Воспитатель: – Отличная версия, коллега. Значит, если нам нужно облако, тогда нам нужен пар? А пар — это вода, которую нужно сильно-сильно нагреть?

Дети: (Да)

Воспитатель: – Нальём воду в мерный стакан. Вода такая прозрачная, что её совсем не видно, давайте подкрасим воду красителем?

(Дети сами подкрашивают воду)

Воспитатель: – Аккуратно, одна маленькая капелька, а чем бы размешать?

Дети: (Палочкой)

Воспитатель: - У нас получилось сделать небо. Ну что, переливаем воду в кастрюлю. Очень красиво получилось. А теперь ставим кастрюлю?

Дети: (На плиту)

Воспитатель: – Коллеги, такой эксперимент можно проводить только в специальной лаборатории со взрослыми.

Воспитатель: - Что же сейчас произойдёт? Какие есть у вас догадки?

Дети: Вода кипит и появляется пар, полетит вверх.

Воспитатель: – Интересно, сейчас посмотрим. Что же происходит с паром?

Дети: Он поднимается и разлетается по комнате.

Воспитатель: - Давайте попробуем поймать пар? (Да)

Воспитатель разливает горячую (не крутой кипяток) в литровые банки, которые стоят у детей.

Воспитатель: Коллеги, посмотрите, нет ли у нас на столе какого - ни будь хитроумного приспособления? (Облако на стекле)

Воспитатель: здорово! Хорошее предложение, пар будет подниматься на верх, и если мы будем его ловить стёклышком, то у нас всё получится! Я сейчас аккуратно подвину наше облако, а вы рассказывайте, что сейчас произойдёт?

Дети: Облако потеет. образуются маленькие капельки

Воспитатель: – Откуда они взялись?

Дети: - Из горячей воды, пар прилип.

Воспитатель: – Да, сначала горячая вода превратилась в пар, а потом попав на стекло, снова превратилась в воду?

Воспитатель: - Коллеги как вы думаете почему так произошло?

Ответы детей : (Потому что, стекло не горячее)

Воспитатель. – То есть, вы думаете, пар дотронулся до холодного стекла и превратился обратно в воду? Вы близки к ответу, но вы еще не полностью воспользовались подсказки, какие ещё предметы мы не использовали?

Дети: варежки и коробку.

Воспитатель. Точно, коробка! Посмотрим, что в ней. И что же это? (Лёд)

Воспитатель: положим лёд на стекло, и оно станет намного холоднее.

Воспитатель предлагает детям надеть варежки и положить лед на стекло.

Воспитатель: что видите сейчас?

Дети: капельки, пошёл дождь.

Воспитатель. - Прикасаясь к холодному стеклу, пар охлаждается и превращается в воду! Думаю, что теперь мы можем ответить на главный вопрос? Коллеги, расскажите, почему идёт дождь?

Дети: Пар идёт вверх и превращается в облако, тучу.

Воспитатель: – У нас готова гипотеза. То есть, предположение, дождь идёт, потому что в облаках от холода появляются капельки воды.

Теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм и найти ответ на наш вопрос. Почему идет дождь?

Дети смотрят отрывок мультфильм «Круговорот воды в природе»

Воспитатель: вы нашли ответ на вопрос «Почему идет дождь?

Воспитатель выслушивает ответы детей. Дети фиксируют результат.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята вам понравилось совершать открытие?

Какое открытие мы совершили?

Что бы сложным для вас?

Молодцы

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе)Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе) Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами предметов. Задачи: Образовательные: - формировать умения.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц»Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц» Любознательность - отличительная особенность детей дошкольного возраста. Недавно, рассматривая и читая детскую энциклопедию. детей заинтересовал.

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно-исследовательская деятельность «Мир бабочек» с детьми младшего дошкольного возрастаПознавательно-исследовательская деятельность «Мир бабочек» с детьми младшего дошкольного возраста Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Почему идет дождь»
Опубликовано: 19 мая 2023 в 04:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Почему идет дождь»» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Гайнятуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД