людмила григорьева
Познавательно-интеллектуальная игра «По сказам Бажова»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«ПО СКАЗАМ БАЖОВА»
Дети старшей группы садятся на стульчики.
Дети подготовительной группы входят в зал хороводом
Исполняя песню «Уральский хоровод». (сели на места).
1вед: Над городом опускается вечер и зажигает огни: Голубые, синие, красные, зелёные… А может, это совсем не огни, а лепестки чудесного каменного цветка, который расцветает по ночам над спящим городом?
Темочки:
- Бажов П.П.
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Темочки
2 вед: А может, выходит по ночам тот волшебный козлик, у которого на правой передней ноге серебряное копытце. Где топнет он этим копытцем, там и вылетит из земли дорогой камень-самоцвет! Целая груда досталась домикам, теснящимся на горах, сколько сверкающих камушков из-под серебряного копытца нападало в светящиеся окна! Вечерний город и в самом деле похож на сказочную шкатулку с самоцветами!
1вед: История нашего уральского края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова, сочинившего много сказов о родной земле.
2вед: В этом году 28 января исполнится 138 лет со дня его рождения.
Реб: На дворе пурга в окно стучится
В комнате уютно и темно
Мне сегодня что-то вдруг не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно.
Реб: Начинает мама тихо сказы
О хозяйке, что живёт в горе.
Вижу я Данилушку и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
Реб: Вижу я, как девочка Татьяна
На шкатулку новую глядит,
Как горы Хозяйка Северьяна
Заковала в древний малахит…
Реб: И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло
В царство сказов дедушки Бажова
На Урал, как птицу, занесло…
Исполняется песня: «Сказы Бажова»
1вед: Наша Уральская земля богата ценными камнями, самоцветами.
И Павел Петрович Бажов брал свои сюжеты для своих сказок на нашей уральской земле.
2вед: Ребята, а скажите, какие сказы Бажова вы знаете?
Дети: Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце…
2вед: А всего Бажов написал 56 сказов.
А скажите ребята, что такое сказ (ответы детей)
1вед: Сказ –это литературное произведение, в котором рассказчиком является не сам писатель, а другой человек.
Ну например,у Бажова во многих сказках в роли рассказчика выступает дедушка Слышко.
Да вот он и сам к нам пожаловал.
(выходит дедушка Слышко в руках несёт коробку).
Слышко: Здравствуйте ребята, меня зовут дедушка Слышко.
2вед: Дедушка расскажи нам про сказы Бажова.
файл
Слышко: Хорошо смотрим на экран. И вы сейчас назовёте эти предметы. И скажете из какого они сказа.
1. Малахитовая шкатулка (Танюшка. Сказ «Малахитовая шкатулка»).
2. Оранжевый платочек (Огневушка-поскакушка)
3. Кошка Мурёнка (Дарёнка из сказа «Серебряное копытце»)
4. Ящерка (Медной горы хозяйка).
Слышко: Молодцы-то какие вы ребятушки!
А ещё я вам загадочки приготовил.
-Небольшого росту девка. И сама вся статная.
И коса её чернява, да такая ладная.
Платье цвета малахита, в косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды, волшебные да ясные. (Медной горы хозяйка)
Файл ответ
-Сироткой рос мальчишечка :голубеньки глазёнки.
Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича малахитову делу обучался
И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался (Данило-мастер)
Файл ответ
1вед: Ребята, а какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?
Дети: Малахит!
1Вед: А как называется произведение,Где воспевается малахит?
Дети: Малахитовая шкатулка! Хозяйка медной горы.
Каменный цветок!
2Вед: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие на поиск малахитовой шкатулки?
Дети: Да!
2Вед: И нам в нашем путешествии поможет дедушка Слышко.
Слышко: Давным-давно известно было -
В подножии Уральских гор
Мастерового люда жило
Довольно много с давних пор.
1Вед: Собрались как-то все ребята
В воскресный день в поход идти
В снегу валялись, все играли
Им было весело в пути.
Проводится игра : «Как на тоненький ледок»
1Вед: Но тут услышали – за речкой
Запел вдруг звонко петушок
Все приутихли… все дети сели
И тут заметили все в раз
Кого же нету среди нас?
1Вед: 1задание: – «Найди, кого не хватает». Воспитатель даёт задание рассмотреть всех ребят, запомнить их, дети танцуют под музыку, с окончанием присаживаются, воспитатель одного закрывает платком, дети называют ребёнка которого нет. (Играют 2 раза ст. гр и под. гр.)
1Вед: А по сказу Бажова кого ребята потеряли?
Кто ушёл в лес?
Дети: Данилка.
Слышко: Меж тем, Данилка на пригорке
Хозяйку ждал …
Смотрел вокруг он очень зорко,
Глазами он её искал.
И тут хозяйка появилась
И увела его с собой …
Зачем ушёл Данила?
Дети: чтоб цветок посмотреть.
Слышко: Давайте ему поможем выложим чашу из пазлов.
ЗАДАНИЕ 2 – «Выложи чашу".
Игра – пазл «Сложи цветок»
2Вед: Среди друзей была девчушка,
Могла идею подсказать,
Скажите как зовут дувчушку
Имён здесь было ровно пять!
Задание 3 : Как правильно звать девочку
Танюшка, Машенька, Дашенька, Дарёнка, Подарёнка
2Вед: Из какого сказа у нас девочка?
Дети :Серебряное копытце!
2Вед: А вот ребята загадка
-Козёл тот особенный был. Правой ножкой о камешки бил.
Издалека-то его не разглядишь и не разберёшь.
А близко к нему, как ни старайся, не подойдёшь.
Дети: Серебряное копытце
Задание 4 : выложить из лего-конструктора
Серебряное копытце.
1Вед: А вот ещё одна загадка
-Махонька девчоночка,_сама вроде куклёночка
Резвёхонько так пляшет, в руке платочком машет. (Огневушка-поскакушка).
Файл ответ
Задание 5: «нужно среди девочек найти Огневушку –поскакушку
Исполняется хоровод: «Зимушка-зима» девочки все в русских костюмах. У одной девочки элемент огневушки (Платочек красного цвета).
1Вед: И Огневушка появилась
В руках с платочком. Так мила!
Притихшим детям улыбнулась
И за собою позвала:
Огневушка: «Спешите все за мной скорее,
Следите за моим платком.
Внимательны вы, я надеюсь,
Взмахну платочком и все замрём!
Проводится игра : «Игра замри» (Под весёлую музыку все пляшут,
Огневушка взмахнула платочком, все замерли)
Огневушка: Я попляшу перед горою,
Мой танец вам откроет дверь.
Вы последите, как я скроюсь –
Искать Данилку вам теперь!»
ЗАДАНИЕ 6 – «Спортивная игра»(мы переходим с вами через реку -по скамейке,
Подходим к горе, А вот и пещера, заходим в пещеру -через тоннель).
Молодцы!
Слышко: Вот тут Хозяйка появилась.
Надменная, красивая.
И вдруг с детьми заговорила….
Хозяйка: «Скажу всем вам я без утайки -
Такого мастера ждала!
Но выбрал он себе подобных
и отпустила его я.
А вас ребята награжу шкатулкой малахитовой
Подарком щедрым одарю камнями, самоцветами.
(Хозяйка вручает детям ларец с поделочными камнями)
Слышко: Ну вот, спасибо тебе хозяюшка за твою малахитовую шктулочкуА мы так долго искали её
Хозяйка: До свидания ребята (уходит)
Вед: А скажите ребята какие это камни.
Смотрим на экран.
(На экране поделочные камни, которые добывают на Урале).
Слышко: Рассмотрели все камушки уральские, и теперь нам пора возвращаться в детский сад. Глазки закрыли, 1.2.3. и в детском саду мы!
2Вед: Спасибо тебе дедушка Слышко, за путешествие.
Слышко: Пожалуйста, но мне тоже идти пора До свиданья ребята!
2Вед: Ребята давайте посмотрим, что лежит в шкатулке, которую нам подарила хозяйка. Да это же драгоценные камушки
Ой, Посмотрите, они превратились в конфеты
Вот спасибо тебе хозяйка медной горы за угощение. (раздают угощение конфеты морские камушки)
Звучит музыка, все уходят из зала.