Алена Маслова
Познавательно-игровой проект в младшей группе «Умная игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – игровой проект в младшей группе
«Умная игра»
Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей.
Публикация «Познавательно-игровой проект в младшей группе „Умная игра“» размещена в разделах
Предлагаю Вам проект по формированию у детей элементарных математических представлений, по развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей. Данный конспект будет полезен педагогам, работающим с детьми, как младшего дошкольного возраста, так и старшей и подготовительной группы. Этот проект по ознакомлению детей с блоками Дьенеша.
Цель: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша.
Задачи проектной деятельности :
Формировать приемы тождества и различия предметов по одному или нескольким признакам.
Способствовать выявлению и абстрагированию свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины).
Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения.
Воспитывать познавательный интерес.
Познакомить с основными сенсорными эталонами.
Актуальность:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.
Только играя ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Они помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицании «не».
В упражнениях с блоками Дьенеша дети развивают цветовосприятие и остроту зрения, формируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют пространственную ориентировку.
Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной.
Упражнения не адресуются конкретному возрасту. Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Даже в одной игре задания можно варьировать – кто-то из детей оперирует только одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно ориентироваться на 2-3 свойства одновременно.
Методика Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов в понимании и решении любых математических задач, и поэтому работа с детьми строится
в несколько этапов:
Мы используем в работе с малышами две стадии:
• Первая стадия названа – «свободной игрой». На первых занятиях дали возможность манипулировать с фигурами по своему желанию, помогали выполнить знакомые постройки. Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений. .
• На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил, дети осваивают необходимую математическую информацию. В работе с детьми используем печатные альбомы для подгрупповой и индивидуальной работы.
Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине). Просим выбрать блоки по одному признаку: красные/синие/желтые; квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные ; большие/маленькие.
- На 2 этапе начиная со второй младшей группы, важно использовать в работе наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей. Такой рабочий материал привлекает внимание детей, постепенно проецирует ребенка на запоминание определенных правил. Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам. (Что лишнее. Разложите перед ребенком 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.)
-На 3 этапе происходит изучение и закрепление свойств фигур, цвета, формы. Далее детям начинают предлагать оперировать сразу двумя свойствами. Данный процесс характерен для детей средней группы. В этот момент блоки Дьенеша, должны находиться в постоянном доступе для развития действий классификации и обобщения. (Игра «Чем похожи, отличаются»)
- На самом сложном и трудоемком 4 этапе, дети знакомятся и запоминают коды, отрицания, карточки – символы. Действия становятся более целенаправленными, осмысленными, организованными. Процесс обучения и отработки с заданиями варьируется от старшей до подготовительной группы. Для развития способности к логическим действиям и операциям. (Продолжи ряд. Цепочка. Домики.)
Предполагаемые итоги реализации проекта
Изучение качественной и количественной классификации, усвоение определенного круга математических понятий, развитие творческого и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме и массе предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.
Но уже на данном этапе мы видим что, блоки Дьенеша не только вызывают интерес у детей, но и помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.