Татьяна Панова
Познавательно-игровой проект по работе с семьёй «Мы вместе» в младшей группе «Дорожная грамота»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дивинская средняя общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
ФИО педагога: Панова Татьяна Александровна,
старший воспитатель
Познавательно-игровой проект
по работе с семьёй «Мы вместе» в младшей группе
на тему «Дорожная грамота»
2021 год
п. Дивинка
Пояснительная записка
Проблема:
Публикация «Познавательно-игровой проект по работе с семьёй „Мы вместе“ в младшей группе „Дорожная грамота“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, а также незнание световых сигналов светофора.
Обоснование проблемы:
Выделим основные причины несчастных случаев и аварий с детьми:
- переход улицы в неположенном месте;
- езда на велосипедах, роликах и на самокатах по проезжей части дороги;
- несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков;
- хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Таким образом, придем к выводу, что родители не достаточно уделяют внимание теме «Правила поведения на дороге», «Правила поведения на улице», «Правила дорожного движения». У ребенка отсутствуют знания о правилах дорожного движения пешеходов, о системе сигналов светофора, их смысл.
Актуальность:
Проект посвящен актуальной проблеме на сегодняшний день – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
Зачастую, виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неверно входят в транспортные средства (автобусы, маршрутки) и выходят из них. Элементарное незнание основ правил дорожного движения у детей и безучастное отношение взрослых к поведению ребенка на проезжей части дороги является первостепенной причиной совершения аварий на автомобильных дорогах.
У детей, как правило, отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому, с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах,дорогах, в транспорте. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Тип проекта : познавательно–игровой.
Вид проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Концептуальная часть
Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются дети. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров, то есть детей.
Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная теме «Правила дорожного движения».
Цель проекта :
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.
Задачи проекта :
1. Обучить детей необходимому минимуму правил дорожного движения и дорожных знаков.
2. Научить ребенка грамотно использовать полученные знания.
3. Повысить компетентность родителей по вопросам касающихся правил дорожного движения.
Ожидаемые результаты:
1. Заинтересованность детей и родителей темой;
2. Участие родителей в совместной деятельности;
3. У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыки безопасного поведения на дороге и на улице;
4. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, создают иллюстрации;
5. Продукт проектной деятельности : оформление группы и приемной; выставка детских работ «Дорога и светофор»
Программные мероприятия
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
1 этап – Подготовительный
1. Постановка цели и задач
2. Определение методов исследования
3. Привлечение родителей
4. Составление календарно - тематического плана по ПДД
5. Подбор наглядно - иллюстративного материала
Таблица 1 – Программа деятельности по изучению правил дорожного движения на период две недели
Период Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Понедельник – 1 неделя
Утро Беседа «Знакомство с улицей»
Цель: дать представление об улице, дороге, тротуаре, автомобилях.
Рассматривание сюжетных картинок по теме «На дороге»
Цель: закрепить навыки организованного поведения на дороге. По дороге в детский сад родители знакомят детей с улицей, дорогой широкой и узкой Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе
Замок-Конструктор
Цель: побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая образец
Вечер Рассматривание машин, автобуса, трамвая (игрушки)
Вторник-1 неделя
Утро Беседы по теме:» Как правильно вести себя на дороге»
Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения.
Развивающий набор по методике Ф. Фрёбеля. Карточки-картинки «Машинка»
Цель: Развивать мелкую моторику, воображение, учить различать цвета и формы Помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр по ПДД
По дороге из детского сада родителям знакомят детей с правилами поведения на улице Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе –
подбор специальных машин для макета «Улица»
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Вечер Просмотр мультфильма «Грузовичок Лева» Цель: вызвать интерес к теме изучения ПДД, развивать инициативу и творческое начало в играх по теме, обогащать словарный запас, расширять кругозор.
Среда-1 неделя
Утро Знакомство со спец. машинами «Скорая помощь», «Пожарная машина»,
Цель: познакомить детей со специальными машинами.
Настольно-печатная игра «Транспорт»
Цель: закрепить знания о видах транспорта Консультация «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе – подбор атрибутов к сюжетно-ролевым играм по ПДД
Рисование «Разноцветные колёса»
Вечер Дидактическая игра «Светофор»
Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.
Книжка малышка «Изучаем ПДД»
Четверг-1 неделя
Утро Мозаика-пазлы «Собери светофор»
Логические блоки Дьенеша «Найди все блоки, как по цвету, так и по форме»
Беседа «Начните с себя!»
Памятка для родителей «В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить»
Лего «Город мастеров»
Раскраски по ПДД
Вечер Настольно-печатная игра «Дорожные знаки»
Цель: ознакомить детей с основными правилами дорожного движения, учить правильно вести себя на дороге
Пятница-1 неделя
Утро Беседа по иллюстрациям «Азбука маленького пешехода»
Цель: дать детям элементарные представления о ПДД
Аппликация «Светофор» Раздача детьми буклетов для родителей «Безопасность на дороге»
Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице. Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе –
подбор худ. литературы по ПДД
Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
Цель: познакомить с профессией – шофер.
Вечер Игра ситуация (на полосе) «Улицы нашего города»
Цель: расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»
Понедельник-2 неделя
Утро Палочки Кюизенера, волшебные дорожки для самых маленьких, альбом-игра «По красной дорожке друзья идут к Антошке».
Папка -передвижка Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе –
подбор раскрасок и иллюстраций по ПДД
Развивающая презентация по правилам дорожного движения для малышей
Вечер Подвижная игра «Птички и автомобиль»
Цель: развивать ловкость, скорость
Ц Цель: развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание ель: развивать ловкость, скорость, ортве, внимание
Вторник – 2 неделя
Утро Рассматривание иллюстраций ПДД от Смешариков, Оформление родительского уголка
по теме:
«Формирование у детей навыков поведения на улице» Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе –
изготовление дорожных знаков для макета «Улица»
Использование игрового набора «Дары Фребеля», Игра «собери грузовую машину», «Знаки дорожного движения»
Лото «Азбука безопасности»
Вечер Дидактическая игра «Собери светофор»
Цель: Научить составлять целое из частей. Развитие восприятия формы, цвета, мыслительных операций. Согласование существительных с прилагательными
Среда – 2 неделя
Утро Рассматривание книжка–малышка «Знаки всякие нужны, знаки всякие важны»
Лего «Город мастеров», Рекомендации «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле» Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе –
внесение соответствующих атрибутов для обыгрывания дорожных ситуаций
Подвижная музыкальная игра «Поезд»
Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу;
Вечер Изучаем знаки дорожного движения с Таней и Ваней (бумажными куклами)
Четверг – 2 неделя
Утро Просмотр мультфильма «Безопасность на дороге. Кто главнее?»
Цель: вызвать интерес к теме изучения ПДД Консультация: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
Анкетирование «Осторожно, дорога!» Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе –
организация выставка рисунков по теме ПДД
Развлечение «Мой друг светофор»
Чтение стихотворений «светофор»
Вечер Дидактическая игра «Домик для светофора»
Цель: знакомство детей с цветами светофора, учить узнавать и называть знакомые геометрические фигуры
Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:
Игрушки и игровое оборудование: легковые и грузовые машины, бумажные куклы, коляски, конструктор, светофор, шапочки или нагрудные знаки: «Светофор». Перекресток с зеброй (из бумаги, руль. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города (на полосе). К макету необходимо, чтобы были приложены маленькие машины и люди.
Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, трамвай, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход».
Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Мы пешеходы», «Светофорик», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».
Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
2 этап – Основной
Работа с детьми включает в себя:
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
совместную деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
самостоятельную деятельность детей.
Познавательная деятельность по обучению детей ПДД
Рассматривание иллюстраций «Как вести себя на дороге»
Знакомство с книжкой–малышкой
Изучаем ПДД: Книжка-малышка по ПДД от Смешариков
Создание собственной проблемной ситуации с помощью моделей
Изучение дорожных знаков
Использование игрового набора «Дары Фребеля», Игра на тему «Собери машину»
Игровая деятельность
Игра «Собери светофор» Собери светофор по частям
Настольная игра «Дорожные знаки» Игра «Воробушки и автомобиль»
Продуктивная деятельность по обучению детей ПДД
Конструирование, Рисование, Аппликация на темы: «Улица», «Транспорт», «Дорожные знаки», «Светофор»
Работа с родителями :
Анкетирование, проведение консультаций, оформление уголка по ПДД, оформление папок-передвижек, памятки, беседы
3 этап – Заключительный (обобщающий)
1. Закрепление знаний детей и навыков по теме ПДД (совместно с родителями)
2. Обобщение результатов работы
3. Презентация опыта работы на педагогическом совете
Подведение итогов:
К окончанию проекта сформированы у детей знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге. Они знают:
- Назначение светофора и каждого его цвета;
- Правила поведения на проезжей части, в транспорте;
- Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!»;
- Как правильно переходить дорогу;
- Какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части);
- Кто такие пешеходы.
Вывод:
В ходе анкетирования было выявлено, что самыми продуктивными формами работы в ДОУ родители хотят видеть – совместные мероприятия, встречи с инспектором, индивидуальные беседы, информацию в родительских уголках, организации выставок. Уровень проведения мероприятий в ДОУ родители оценили на высоком и среднем уровнях.
Таким образом, из результатов анкетирования видно, что родители являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам дорожного движения. В этом вопросе родители остаются не равнодушными, внимательными, так как большая роль в воспитании детей принадлежит им.