Светлана Слотюк
Познавательно-игровой проект «Быть здоровым-здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
««Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В. А. Сухомлинский)
Тип: Познавательно-игровой.
Место проведения: МБОУ Покурская ОСШ (группы дошкольного образования.
Возраст: 6 -7 лет.
Проблема: Недостаточная заинтересованность детей и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья.
Актуальность реализации проекта
Публикация «Познавательно-игровой проект „Быть здоровым-здорово!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность общества. Факторов, приведших к такому положению, много: экологические, социальные, генетические, медицинские. по данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-25% — от окружающей среды, на 16-20% — от наследственности и на 10-15% — от уровня развития здравоохранения в стране. мы не можем улучшить свою наследственность, повлиять на уровень здравоохранения, кардинально изменить экологию, но мы можем самое главное – вести такой образ жизни, который не только не навредит нашему здоровью, а сохранит и укрепит его.
Приобщение к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании продуманной системе, в которой знания являлись бы руководством к поведению, служили бы базой для формирования необходимых умений и навыков, полезных привычек у детей и обеспечивали оценку и самоконтроль выполнения движений.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Следовательно, именно дошкольному образовательному учреждению необходимо активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
Цель: Сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
• Формировать первоначальные знания о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём;
• Повышать интерес детей к здоровому образу жизни;
• Развивать навыки личной гигиены;
• Способствовать развитию умения заботится о своём здоровье и здоровьи окружающих.
• Способствовать укреплению здоровья детей;
• Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
• Организовать здоровьесберегающую среду для благотворного физического развития детей.
Участники: Дети, педагоги, родители.
Организация работы над проектом.
Октябрь:
1. Тема: «Как устроено тело человека».
2. Тема: «Как работает сердце человека».
3. Тема: «Что мы делаем, когда едим».
4. Тема: «Как мы дышим».
Ноябрь:
1. Тема: «Как мы дышим».
2. Тема: «Как движутся части тела».
3. Тема: «Отношение к больному человеку».
4. Экскурсия в детскую поликлинику.
Декабрь:
1. Тема «Микробы и вирусы».
2. Тема: «Здоровье и болезнь».
3. Тема: «Личная гигиена».
4. Спортивное развлечение «Веселые старты».
Январь:
1. Тема: «Витамины и полезные продукты».
2. Тема: «Витамины и здоровый организм».
3. Тема: «Здоровая пища».
4. Экскурсия «За здоровьем в зимний лес!»
Февраль:
1. Тема: «Режим дня».
2. Тема: «На воде, на солнце».
3. Тема: «Спорт».
4. Спортивный праздник: «Папа, мама, я – спортивная семья».
Март:
1. Тема: «Одежда и здоровье».
2. Развлечение «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
Формы организации работы:
• подвижные игры
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• самостоятельная деятельность детей
• двигательно-оздоровительные физкультминутки
• физические упражнения после дневного сна
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
• физкультурные прогулки (в лес)
• физкультурные досуги
• спортивные праздники
• оздоровительные процедуры.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья :
• Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
• Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Можно включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
• Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
• Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
• Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
• Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
• Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Работа с родителями:
• Консультации «Режим дня», «Двигательная активность и здоровье дошкольника».
• Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
• Памятки для родителей: «Здоровье – главное богатство человека», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды». Картотека «Подвижные игры».
• Родительское собрание «Что дал моему ребёнку проект «Быть здоровым – здорово!».
• Выставка книг для детей и родителей о ЗОЖ.
Игры:
• Подвижные игры: «Перитягивание каната», «Спорт для мальчиков и девочек», «Опасные ситуации».
• Игры на развитие координации слова с движением: «Урожай». «Овощи».
• Игры– драматизации: инсценировка отрывков: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе».
• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», «Центр здоровья», «Хозяюшка», «Детский сад», «Семья», «Больница».
• Дидактические игры: «Полезная и вредная еда», «К нам пришел Незнайка», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены», «Хорошо или плохо», «Что было бы, если бы…», «Мой день», «Опасно не опасно», «Назови, какой это сок».
Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье.
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В. Радченко «Олимпийский учебник», С. Прокофьев «Румяные щеки», М. Безруков «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие – крепкие зубки», А. Кутафин «Вовкина победа», А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая».
Конкурс рисунка: «Мы – за здоровый образ жизни!».
Подведение итогов пректа
Проведение итогового собрания с родителями по теме: «Что дал моему ребёнку проект «Быть здоровым – здорово!» осуществлялось в форме круглого стола.
Родителям воспитанников было рассказано о методах реализации проекта, о каждом конкретном ребенке (с какими трудностями мы столкнулись в течение прошедшего времени, каких результатов добились).
Показана презентация «Здоровый образ жизни» с использованием фотографий детей в разных режимных моментах.
Ожидаемый результат достигнут:
• У детей появился интерес и желание вести здоровый образ жизни. Они с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам - массажерам, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, охотно умывают руки по локоть, полощут рот.
• Самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
• Снизились показатели заболеваемости детей.
Приложения
Фото