Ольга Шестакова Тарасова
Познавательно-игровое мероприятие «Путешествие с Сибирочкой по «Лесной азбуке»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное мероприятие было проведено в марте 2011 года в коррекционной группе для детей с нарушением слуха в рамках регионального семинара библиотечных работников «Особые дети – особое общение». Была проведена огромная предварительная работа. Мною был оформлен уголок Байкала в группе, разработан сценарий мероприятия, поставлен танец «Весенней метели и первых подснежников». Совместно с воспитателями группы подготовили выставку детских рисунков «По страницам книг М. Трофимова», стихи с детьми, с родителями подготовили костюмы. Методист библиотеки приготовила сообщение о сибирском поэте М. Трофимове, представила выставку его книг для детей. Музыкальный работник подготовила игру «По тропинке в лес пойдем», продумала музыкальное оформление. Данное мероприятие было освещено на городском телевидении (видео ролик на "ТНТ Усолье", апрель, 2011). Данный сценарий был представлен на всероссийском конкурсе «Талант с колыбели», 2012г. (лауреат конкурса сценариев детских праздников и развлечений).
Публикация «Познавательно-игровое мероприятие „Путешествие с Сибирочкой по „Лесной азбуке“» размещена в разделах
Ведущая. Ребята, мы сегодня с Вами
отправляемся в необычное путешествие,
не далекое, не близкое, по родному краю сибирскому,
по зеленой тайге, по лесным опушкам, по реке Ангаре
и к самому главному месту Сибири
–это место называется жемчужиной Сибири – к Байкалу.
(дети с ведущей проходят к уголку природы)
Сибирочка. Здравствуйте, я - Сибирочка. Называют меня так, потому что люблю я Сибирь, это моя Родина, мой родной дом. И знаю я каждый уголок леса, речку малую и широкую, все города и деревеньки в моем сибирском крае.
Ведущая. Что же у тебя в руках, Сибирочка?
Сибирочка. Это книги, а в них замечательные стихи для вас, дети. Написал их Михаил Трофимов. Это детский поэт, он живет в Иркутске и сочиняет для вас, ребята, замечательные стихи. А герои его стихов - лесные звери, которых не увидишь в зоопарке, они живут только на воле, в тайге.
А вот и его книги – «Звонышко», «Жили в озере Чупыри», «Свиристели».
(Сибирочка выставляет на полки портрет и книги М. Трофимова)
Ведущая. А это, что за книга?
(ведущая показывает на книгу М. Трофимова)
Сибирочка. Это необычная книга, лесная. В ней стихи, которые М. Т. сочинял, когда ходил по тайге, охотился на медведя, добывал соболя, рысь, когда он любовался таежными цветами и песнями лесных птиц. Это «Лесная азбука». Она не для зверей, а про зверей. 33 года охотился М. Трофимов в сибирской тайге за своими буквами, поймал их все от «А» до «Я».
Ведущий. А можно ли нам почитать эту книгу?
Сибирочка. Да, но не торопитесь, не шумите и прислушивайтесь к каждой букве Азбуки. Ведь у каждой буквы своя живая история.
Ведущий. Буква «Б», Байкал.
(ведущий открывает книгу на странице с буквой Б)
Сибирочка. Байкал – это древнее чудесное озеро, самое глубокое в мире. Вокруг него горы Саяны. В народе называют это озеро батюшкой, а Саяны, как седые волосы. На вершинах гор снег не тает круглый год. Есть одна очень древняя легенда о Байкале и его дочери, как убежала дочь от батюшки к другу без разрешения, а ему пришлось ее за это наказать. Своенравная Ангара, но батюшку своего не оставляет без внимания и до сих пор.
Ведущая. Ангара. Начинается на букву «А».
Давайте откроем книгу на странице с этой буквой.
(входит Ангара и рассказывает стих)
Ангара. Ангара – река, воды чистые,- острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине, нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые, Ангара–река – дочь Байкалова.
Здравствуйте, ребята. Вижу у вас очень интересное и полезное путешествие по родному краю, по сибирским местам. В своих водах я несу много чистой и прозрачной воды. Вам сегодня я приготовила необычную игру с водой (слова написаны на «волнах», игра «Подбери пару»). Прочитайте слова и найдите к ним пару. Кто сможет объяснить, что они обозначают:
Байкал, Ангара, Саяны, Баргузин, Трофимов, Лесная, озеро, река, горы, ветер, поэт, азбука
(читаются и выставляются таблички со словами на наборном
полотне, дети вместе с Ангарой подбирают пары к словам,
составляя их парами на наборном полотне:
Байкал – река, Ангара – река, Саяны – горы,
Баргузин – ветер, Трофимов – поэт)
Молодцы, ребята. Дарю вам за это свою чистую, полезную, прохладную воду в ваши дома, ванны, бассейны. Будьте здоровы.
(Ангара подает ведущей пластиковые бутылки с питьевой
водой и уходит)
Ведущая. Что же дальше, Сибирочка?
Сибирочка. Расскажу вам о М. Трофимове. Он много лет был настоящим охотником, сам лично встречал диких зверей в лесу. Буквы в его азбуке живые – это зверушки, цветы, кусты, грибы, рыбы – все это и есть сибирская природа.
Ведущая. Сибирочка, а давайте с вами вместе прогуляемся по лесной тайге.
Подвижная игра «По тропинке в лес идем».
(под музыкальное сопровождение)
По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.
Ежика в лесу найдем, ежика найдем. Да!
-мишку-, -зайцев-, -соболька-, лисоньку-.
Ведущая. Посмотри, Сибирочка, сколько зверей мы встретили в тайге. А есть ли они в книге М. Трофимова «Лесная азбука»?
(ведущая перелистывает книгу «Лесная азбука», останавливаясь на буквах «Е», «З», «М» «С», дети в костюмах выходят и читают стихи)
Еж. Потягушки, потягушки, еж проснулся на опушке,
Под мохнатой елью в норке на постели.
За Байкалом, за горами, за кедровыми борами
Спал всю зиму до весны и всю зиму видел сны.
Заяц. Баю, баю, баиньки, серенькие заиньки:
Во лесочке бегунки, под кусточком грызунки,
На лужочке игрунки. Скоро зимушка придет,
Шубки белые сошьет, будет снег беленький,
Будет зайка беленький, будет волк серенький,
А кусточек реденький. Мы увидим волка –
Спрячемся ловко.
Медведь. Дым, дым, дым, дым, полетим на Витим –
У витимской у дороги там сижу в своей берлоге,
Как ударит пять часов, я берлогу на засов,
Я берлогу на замок и уйду гулять в лесок.
У меня во бору я малины наберу…
Соболек. Я – соболечек-соболек,
Черненький, как уголек,
Новую шубку купил, черный хвостик к ней пришил.
Лиса. У лесочка за кустом хожу рыжая сама небывалого ума.
Хочу куриц посчитать,петушочка приласкать.
Знаю тропки и пути, но боюсь я подойти.
Злые псы у нас живут, шубку новую порвут.
Ведущий. Пока мы листали «Лесную азбуку» на нашей лесной полянке, у берегов Байкала что-то произошло.
(раздается шум воды и выходит воспитатель в роли Нерпы)
Да это же нерпа, буква «Н» в нашей азбуке
(показывает книгу на странице с буквой «Н»).
Сибирочка. Нерпа – это удивительное морское животное Байкала. Здравствуйте, тетушка Нерпа!
Нерпа. Здравствуйте зверята таежные! Я тетушка Нерпа и слежу за порядком везде и всюду. Вот смотрите – расшалились рыбы в озере, а я наведу порядок.
У взрослой нерпы – маленькие нерпята,
У омуля – омулята, у осетра – осетрята, у леща – лещата,
У щуки – щучата.
А в ваших звериных семьях все ли в порядке?
Давайте проверим.
(Нерпа проводит игру «Звери и их детеныши»)
У белки -, ежа -,рыси -,медведя -, зайца -,волка -,соболя -,оленя -,лося – бурундука -, выдры -, изюбря -.
Ах, да молодцы! Все детеныши со своими родителями. А мне пора уже в свои чистые воды Байкала, я не могу долго без воды.
(Нерпа уходит)
Ведущая. В таежном лесу шум и гам. Кто это шумит? Да это же дятел, буква «Д» есть в книге М. Трофимова.
(ведущая показывает книгу «Лесная азбука на странице
с буквой «Д», выходит мальчик в костюме дятла)
Дятел. Дятел сено не косил, дятел воду не носил,
Ребятишек не качал – он по дереву стучал.
Шапку красную надел – всем понравиться хотел.
(дятел с ведущей проводит игру «Повтори ритм»
с музыкальными инструментами.)
Сибирочка. Дятел не простая лесная птица. Это настоящий Айболит всех деревьев. Благодаря его труду ни жучки, ни червячки не могут повредить сосны, ели, кедры.
Ведущая. А в лесу дятлу не одиноко, здесь много птиц, посмотрите (перелистывая книгу М. Трофимова) :
Жаворонушко, завирушка, кедровки, рябчик, тетерев, утка, филин, цапля, чечетка, юрок, ястреб.
Как много в тайге птиц и зверей, и как тут хорошо! А какие красивые здесь деревья, кустарники и цветы!
(Дети танцуют танец «Весенней метели и первых подснежников»).
Сибирочка (во время танца). Подул байкальский ветер с гор Саян.
Метет, метет весенняя метелица. Наметает она снежные сугробы.
Появились первые проталинки,
Прячется под елками снежок,
Средь сухой травы расцвел вдруг маленький
Белый, как снежиночка цветок.
(девочка в костюме подснежника рассказывает стих)
Подснежник. К нам весна пришла, дружок,
Съело солнышко снежок,
Зацвели подснежники, солнышкины неженки.
На прогалинке, на поталинке,
Как цыпленочек пушистый, этот желтенький пострел,
Снег лежит в лесу тенистом, а он уже зацвесть поспел.
Ведущая.
Буква «П» - подснежники.
Сибирочка. Видно весна ранняя
здесь с метелями снежными проходила,
Свои слезки на полянку уронила.
Ведущая. Ребята, а мы с вами перелистали уже всю книгу М. Трофимова «Лесная азбука». Вам понравилась эта книга? А что в ней понравилось больше всего, какие звери, птицы?
Дорогая Сибирочка, возвращаем вам вашу книгу, она была очень интересна.
Нам же, ребята, пришло время возвращаться в наш детский сад. До свидания, Сибирочка.
(ведущая вместе с детьми уходит из зала).