Юлия Пономаренко
Познавательная и исследовательская деятельность в ДОУ для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа педагога должна быть направлена на формирование у детей младшего возраста познавательной активности и исследовательских навыков. Современное образование активно развивает у дошкольников мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, а так же поощряет любознательность.
Публикация «Познавательная и исследовательская деятельность в ДОУ для детей младшего возраста» размещена в разделах
Познавательная и исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, в которых сопровождается игра. Очень важно научить ребенка усваивать, накапливать получаемую информацию, а так же развивать желание самостоятельного познания и способностей [2] .
Целью познавательной и исследовательской деятельности в детском саду относится развитие исследовательского типа мышления у детей. При помощи зрительного наблюдения, звукового восприятия и тактильного контакта дошкольники могут узнавать что-то новое о предметах. Вызывает восторг у детей младшего возраста сделанное самостоятельное открытие, а так же желание о новых знаниях.
Одним из основных направлений работы воспитателя познавательных способностей дошкольников, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является расширение кругозора, а так же формирование знаний о предметах окружающего мира, а именно, тх качествах и свойствах. Для детей младшего возраста характерны следующие критерии [1] :
1. Любознательность: воспитанники очень активно изучают новые предметы и с особым интересом расширяют знания о знакомых явлениях и объектах.
2. Проявление самостоятельности: воспитатель, как никто другой, обязан поощрять стремление к приобретению новых знаний детей младшего возраста.
3. Образность и непроизвольность памяти: дошкольники лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес в данной деятельности.
3. Формирование образного мышления: способность воспроизведения образов дает шанс привлечь новые виду обучения во время занятий дошкольников: прослушивание различных тематических стихотворений и сказок, проведение бесед, а так же отгадывание загадок.
4. Высокая эмоциональность: Детям младшего возраста, как никому другому, очень важно получать одобрение и похвалу.
5. Активное развитие речевой деятельности : проводится работа по расширению речевых навыков дошкольников и пополнению словарного запаса.
Наиболее актуальные приемы организации исследовательской деятельности [3] :
1. Наблюдения: проводятся в помещении группы, уголке природы, игровом уголке, а так же на свежем воздухе во время прогулки. Наблюдение является одной из самых активных практик научной исследовательской деятельности детей младшего возраста.
2. Решение проблемных ситуаций: проблемный вопрос на занятиях требует постановки, который осуществляет педагог. Он же и намечает пути решения проблемы, что дает продумать ход действий, а так же спрогнозтровать результат, так как дошкольникам младшего возраста не под силу самостоятельно это выполнить.
3. Беседы: интерес к предстоящей экспериментальной деятельности, а так же развитие исследовательских и речевых навыков способствует беседа с воспитанниками, в основе которых - изложение опыта самих детей. Например, «Какой мячик выше подпрыгивал на занятии физкультурой - резиновый или кожаный?», «Что происходит с водой в баночке, когда мы споласкиваем в ней кисточки после выполнения рисования красками?».
4. Опыты и эксперименты: целью проведения опытов и экспериментов с дошкольниками, является развитие любознательности, создание позитивного настроения, дружеской атмосферы в процессе совместного интересного исследования.
5. Проекты: являются синтезом различных форм детской деятельности, а именно, познавательной, творческой, экспериментальной. Дошкольники младшего долкольного возраста, как никто другой, открыты к познанию окружающего социального мира, они прирожденные исследователи. Высокий уровень развития исследовательских умений – это и есть залог успешного обучения, а так же освоения профессии в будущем [2].
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что исследовательская деятельность позволяет воспитателю сделать процесс обучения эффективным и более организованноудовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, таким образом, развивая их познавательную активность.
Библиографические источники:
1. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст] / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2012. – 365 с.
2. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни [Текст] / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 65 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] : Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 62 с.