Ольга Яблонская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в различных видах деятельности в соответствии с региональным компонентом.
Задачи: - продолжить знакомство с картой России, учить «читать» карту;
- расширить и дополнить знания детей об истории образования
государства России;
- закреплять знания детей о символах России – флаге, гербе, гимне;
- продолжать учить, грамматически правильно строить предложения,
отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- воспитывать стремление беречь и приумножать богатства России;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну,
уважение к флагу, гербу, гимну России.
Словарь: Россия, Русь, Родина, малая Родина, символы, предки, славяне, стяг,
столица, северная столица, необъятная, флот, Андреевский флаг,
президент.
Оборудование: мультимедийные презентации на тему «Карта России», «Города России», «Символика нашей страны», «Правители и князья Руси», дидактическая игра «Что лишнее», записи русских народных песен, гимна России, «фантастической музыки», звёздочки белые и цветные, цветная бумага, клей.
Ход занятия:
Зал украшен в виде русской избы. Воспитатель и дети входят в зал в русских народных костюмах под русскую народную песню. Останавливаются лицом к гостям.
1. Организационный момент.
- У нас сегодня необычное занятие, мы отправляемся в путешествие. На чем можно путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю путешествовать на машине времени (звучит космическая музыка). Все вы одеты в русские народные костюмы. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: О нашей стране России, о русском народе, о символах нашей страны.
- Если мы будем говорить о России и русском народе, давайте поздороваемся с гостями по-русски – поклоном (дети делают поклон и садятся на стульчики).
2. Беседа у карты.
- Дети, что это такое? (перед детьми на экране - физическая карта России)
Дети: Это карта России (ребёнок читает стихотворение «Наш дом»).
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
- А почему мы на карте не найдем улицу, свой дом? (ответы детей)
- А почему карта разноцветная – есть зелёные места, синие, коричневые?
Дети: Зелёный цвет - обозначает леса, поля и луга, синий – озёра, реки, моря, коричневый – горы, жёлтый – пустыню, песок (на экране демонстрируются несколько иллюстраций с видами природы России).
- Что обозначают множество точек на карте нашей страны?
Дети: Это города.
- Игра с мячом «Какие города вы знаете?» (ответы детей). В каком городе мы живём?
- А есть в нашей стране главный город?
Дети: Да, это столица России – Москва (на экране демонстрируются несколько иллюстраций с видами Москвы, ребёнок читает стихотворение «Москва»).
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
(воспитатель коротко комментирует изображения видов Москвы)
- Дети, а наша страна большая?
Дети: Да (ребёнок читает стихотворение «Необъятная страна»).
Если долго – долго – долго То увидим мы тогда
В самолёте нам лететь, И леса, и города,
Если долго – долго – долго Океанские просторы,
На Россию нам смотреть, Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Что значит «необъятная»? (ответы детей)
- Продолжаем наше путешествие (звучит музыка).
3. Физминутка.
- А сейчас мы погуляем на природе. Встаньте в круг. Представьте себе, что мы идем по лесу, кругом высокие деревья (поднимаем руки, тянемся вверх, приседаем, смотрим на цветы (идем полуприсядью, а теперь перепрыгиваем через лесной ручеек (прыгаем на двух ногах, а вот начался дождик и мы быстро от него убегаем (убегаем на стульчики). (Звучит музыка). Путешествие продолжается.
4. Продуктивная деятельность.
- У нашей страны, как и у любой другой, есть свои символы – флаг, герб, гимн.
Сейчас мы узнаем, кто же знает, как выглядит наш флаг. Для этого мы поделимся на пары. Каждая выходит к своему столу, берёте макет флага, выбираете нужные полосы и приклеиваете. Потом мы посмотрим, какая же пара справилась лучше и быстрее. (На столах приготовлены макеты флага – лист бумаги, разделённый линиями на 3 части и полоски цветной бумаги разных цветов, клеящие карандаши, клеёночки, салфетки. После проверки правильности изготовления флагов на экране демонстрируется плакат «Флаг».)
5. Беседа о символике России.
- Кто расскажет о флаге России?
Ребё нок 1: Он трё хцветный: белый обозначает чистоту, белые берёзы, которых много в нашей стране, это цвет мира.
Ребенок 2: Синий – синее небо, реки и озёра, это вера и верность.
Ребенок 3: Красный – огонь, солнце, цветы, это цвет силы, это кровь пролитая за Родину.
- А все вместе эти цвета обозначают доброту русских людей, их миролюбие, верность своей стране, красоту природы нашей Родины.
- Но таким наш флаг был не всегда. Древние русские флаги назывались стягами. Они были треугольной или квадратной формы, часто на них изображался Иисус Христос. (на экране показывается изображение нескольких древних стягов)
- А кто покажет герб России? (на экране изображения нескольких гербов).
Ребё нок: (показывает герб и читает стихотворение «Герб России»).
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(на экране изображение герба крупным планом)
- Кто дополнит? Что в центре герба изображено?
Ребенок: Всадник на коне с копьём убивающий дракона. Обозначает победу добра над злом.
- В России герб является самым старшим - по возрасту – символом. Впервые двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём дракона, появляется на нашем гербе при царе Иване III, ещё до Петра I. В дальнейшем изображения на гербе не раз менялись. Но в 1993 году указом Президента Российской Федерации был возвращён исторический герб России, такой, каким мы его знаем сейчас.
- А ещё у нашей страны есть свой гимн. Что же это такое?
Ребенок: Это главная, торжественная песня нашей страны. Слушают гимн, стоя и молча.
- Первый официальный гимн России назывался «Молитва русских», потом был гимн «Боже, царя храни», затем был «Интернационал», потом гимн Советского Союза, потом «Патриотическая песня». И вот сейчас у нас гимн России. Давайте послушаем отрывок из гимна (все встают и слушают).
- Наше путешествие продолжается (звучит музыка).
6. Беседа о наших предках.
- Такой нашу страну мы видим и знаем сейчас. Давным – давно страна наша называлась не Россия, а Русь. На территории нашей страны жили наши предки. А кто это такие – предки?
Дети: Это прабабушки и прадедушки наших прабабушек и прадедушек.
- А кто же были предки русского народа?
Дети: Наши предки были славяне.
- Славяне очень любили трудиться, и отдыхать тоже умели. От названия страны «Русь» народ стал называться русским.
7. Игра «Плетень».
- Давайте мы поиграем в русскую народную игру «Плетень» (дети встают в две шеренги, под музыку играют; после игры садятся на стулья).
- Продолжим путешествие (звучит музыка).
8. Рассказ о Петре I.
- Страна была не большой и первым, кто начал объединять страну был кто?
Дети: Князь Рюрик. (на экране изображение Рюрика)
- Позже управлял нашей страной и другой князь. Как его звали?
Дети: Князь Олег. (на экране изображение Олега)
- А через много – много лет нашей страной правил царь. Какой царь?
Дети: Царь Пётр I (на экране показывается портрет Петра I).
- Кто расскажет про него?
Дети: В детстве царевич Пётр любил учиться, играть в солдатики со своими товарищами, учил их маршировать, строить и брать крепости. Когда он вырос, он научился строить корабли, потому, что их не было в России, и научил своих товарищей и солдат. И они вместе построили морской флот.
- Зачем он был нужен?
Ребенок: Флот был нужен для защиты от врагов, для перевозки грузов по морям, торговли.
- Чем ещё прославился Пётр I?
Ребенок: Он построил город, который был назван в его честь – Санкт – Петербург.
(на экране показываются иллюстрации с видами Санкт – Петербурга, воспитатель коротко комментирует).
- Город Санкт – Петербург стал вторым по величине и красоте, после Москвы, городом нашей страны и его по праву называют северной столицей.
- Многое, что делал Пётр I, было в России впервые. ( на экране иллюстрации: календарь, елка, ордена, газеты, флаг России, Андреевский флаг)
- Расскажите, какие изменения произошли при Петре I?
Дети: При Петре I год стал начинаться с 1 января, на новый год впервые стали наряжать ёлку и устраивать весёлый праздник. При Петре I были впервые учреждены ордена за боевые заслуги, впервые стали выпускать газеты, знакомое нам расположение бело – сине – красных полос на Российском флаге ввёл Пётр I, а в качестве военно-морского флага был утверждён Андреевский флаг - белое полотнище и синий косой крест.
9. Подвижная игра «Море волнуется» (под музыку).
- Продолжим наше путешествие (звучит музыка).
10. Рассказ о Красноярском крае.
- Мы говорили сейчас об истории страны. А кто знает, кто же сейчас руководит нашей страной?
Дети: Президент.
- Как его звать?
Дети: Путин Владимир Владимирович (на экране портрет Путина В. В.).
- А где мы с вами живем? В каком крае? (на экране демонстрируется карта России с выделенным Красноярским краем)
Дети: В красноярском крае.
- Да, мы с вами живём в Красноярском крае, это часть России, значительная её часть, это наша малая Родина. В 2007 году в состав Красноярского края вошли Таймыр и Эвенкия. Судьба нашего края тесно связано с историей промышленных предприятий-гигантов, многие из которых начали возводиться в тридцатые годы, когда и был образован Красноярский край. В декабре 2014 года Красноярскому краю исполнилось 80 лет.
- Почти половина территории края занята лесами.
- В лесах Красноярского края водится много разных зверей и птиц.
- На территории края находятся много озер, рек, протекает крупнейшая река России – какая?
Дети: Енисей.
- В крае много больших и небольших городов.
11. Работа по группам.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание. Вы разделитесь на группы, каждая группа подойдет к столу. Вам нужно определить, все ли то, что изображено на картинках есть у нас в крае и что лишнее (на первом столе – картинки деревьев, на втором – животных, на третьем – города).
- Объясните свой выбор, расскажите по своим картинкам, покажите.
- В крае находятся 7 крупных заповедников. Вы слышали про какие-нибудь?
(возможные ответы детей).
- В крае есть такие заповедники: Столбы, Саяно – Шушенский, Большой – Арктический, Путоранский, Таймырский, Тунгузский, Центрально – Сибирский.
12. Рефлексия. Подведение итога.
- Наше небольшое путешествие по России подходит к концу (звучит музыка). Мы возвращаемся в наш детский сад (на экране изображение детского сада).
- О чём же мы сегодня говорили, что вы узнали нового? (ответы детей).
- Если вам сегодня было интересно, не скучно, возьмите себе цветную звездочку, а если нет – белую (дети выбирают с подноса звездочку). А я хочу подарить вам на память открытки с видами нашего города Канска, нашей малой родины.
- Мы поговорили о нашей стране – России, об её истории, её символах. У нас очень красивая, богатая, большая страна. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы наша Родина стала ещё краше, ещё богаче, будете беречь и охранять её.