ирина галибина
Исследовательско-познавательная деятельность в рамках образовательного проекта «Что мы знаем о микробах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Галибина Ирина Александровна
Воспитатель МДОУ№ 62
г. Кандалакша
Перед нами воспитателями стоит задача открыть перед ребенком окружающий мир, но открыть так, что бы каждое открытие не давалось в готовом виде, не объясняло природу того или иного явления по разложенной на полочки информацией, а позволяло самому, путем исследования, наблюдения, эксперимента узнать ответы на свои «почему?».
Первые свои эксперименты ребенок проводит будучи еще младенцем: свойства воды во время купания, звучащие игрушки, и все что ребенок тянет в рот становится объектом познания и обретения новых навыков.
Публикация «Исследовательско-познавательная деятельность в рамках образовательного проекта „Что мы знаем о микробах?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Темочки
А какие великие открытия происходят в песочнице и на зимней прогулке. (Наверняка каждый в детстве поставил эксперимент с прилипанием языка к металлической поверхности)
Существует легенда, история о том, как к Льву Семеновичу Выготскому привели ребенка – дошкольника, обладавшего особыми способностями, с вопросом: «Скажите, вундеркинд он или нет?». Прежде чем дать ответ, Выготский отправил ребенка поиграть в песочнице. Глубочайший смысл этой истории в том, что какие бы особые способности ни обнаруживались у ребенка, если он не владеет специфическими для его возраста видами деятельности, то это дисгармоническое развитие, а это значит, что говорить об одаренности как сформированном системном качестве пока рано.
Экспериментирование это одна из форм детской деятельности, или как описано в ФГОС ДО - одна из культурных практик дошкольного возраста. Именно элементарное экспериментирование побуждает ребенка к активности, к открытию новых знаний и способов познания.
При проведении исследовательской деятельности решаются следующие задачи: (слайд)
Все темы, используемые мной в виде наблюдений, экспериментирования, бесед и др. усложняются по содержанию и задачам в зависимости от возрастных особенностей детей. Если в младшем и средней группах мной использовались лишь отдельные поисковые действия с песком, водой, воздухом, то в старшей группе дети уже могут устанавливать причинно-следственные связи, и содержание опытов становится более содержательным.
Ребенок может действовать самостоятельно, если ему создать условия, и вместе со взрослым, как партнер.
Для детей старшего возраста доступны эксперименты с песком, глиной, водой, бумагой, различного рода наборами. Кроме того с помощью взрослого можно провести эксперименты, требующие особой подготовки. Такие эксперименты более зрелищны и вызывают у детей восторг и желание повторить или объяснить увиденное.
В уголке экспериментирования в нашей группе есть: (слайд)
Ребенок по своей природе исследователь. Поисковая активность -естественное состояние ребенка Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления об объекте, его взаимоотношениях со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и формулирование закономерностей.
Сегодня я хотела бы представить вам проект, который был реализован в нашей группе в этом учебном году.
Цель проекта довольно проста : сформировать у детей стойкое понимание необходимости мытья рук. Для нас взрослых важно, что бы дети соблюдали гигиену, и нам приходится напоминать детям о том, что руки необходимо мыть тщательно и часто, ведь от этого зависит их здоровье.
Но перед детьми мы не стали столь четко обозначать цель, а решили познакомить с микроскопом. Мы рассматривали достаточно много объектов: воду, пыль, крошки и другие экспонаты.
Самостоятельно дети сделали вывод, что микроскоп увеличивает маленькие предметы во много раз и позволяет разглядеть невидимые глазу частицы. Так появилось название проекта : «Что мы знаем о микробах».
Следующим этапом было знакомство с понятием микробы и бактерии. В этом нам помогла научная литература. В библиотеке по нашей просьбе была сделана подборка книг и энциклопедий.
Так мы узнали, что человека окружает огромное количество микробов. Что они настолько малы, что их не видно. Но влияние микробов на продукты мы смогли доказать опытным путем ( слайд: сыр, хлеб, огурец)
Чтобы показать свойства мыла и его способность растворять грязь мы показали детям видео «Почему мыло смывает грязь». И под микроскопом рассматривали как капелька моющего средства «съедает» каплю масла.
После первых экспериментов с мылом мы с детьми поставили гипотезу: мыло способно устранять загрязнения, значит, мытье рук с мылом смывает микробы и бактерии с рук.
Свойства мыла нам были уже известны, кроме того нам помог мультик «Невидимая грязь» где герои Лунтик и Кузя знакомятся с микроскопом. И для подтверждения гипотезы мы посмотрели еще одно видео Шоу профессора Николя «Почему так важно мыть руки» (к сожалению такой простой эксперимент не провести в условиях группы).
Свои выводы мы зафиксировали в «научных дневничках».(слайд) Но самое главное, была выполнена цель поставленная воспитателем: дети без напоминания шли мыть руки после прогулки, туалета и перед едой, что заметили в первую очередь родители.
Свои полученные знания мы оформили в виде плаката, в котором разместили этапы работы над проектом, фотографии, рисунки и выводы. (слайд) Плакат поместили в фойе детского сада с приглашением на показ сценки «Как мыло микробы победило». Сценку мы показали детям средней и 2 младшей группы и продемонстрировали свою маленькую лабораторию. (слайд)
В этом году в детский сад были приобретены наборы: «Лаборатория воды», «Лаборатория погоды», звука, из серии Науки с Буки и Профессор Эйн.
Это позволит нам в дальнейшем проводить опыты со звуками, светом, элементарные физические и химические опыты.
Вывод:
Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки. В детском экспериментировании важна роль педагога (взрослого). Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, он помогает не превратить эксперимент в оперирование предметами, а завершить выводами и помочь извлечь познавательную ценность.
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.