МААМ-картинки

Познавательная деятельность «Золотые руки мастеров»

Ольга Воробьева
Познавательная деятельность «Золотые руки мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по знакомству с народными промыслами «Золотые руки мастеров» в средней группе.

Цель: Познакомить детей с историей народных промыслов.

Задачи:

Обучающая: Формировать знания детей о народных промыслах: дымковской, игрушке; о предметах быта (гжель, хохлома). Об их характерных признаках, особенностях узоров и элементов.

Публикация «Познавательная деятельность „Золотые руки мастеров“» размещена в разделах

Воспитательная: Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору. Воспитывать любовь и уважение к народным промыслам России. Содействовать нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Развивающая: Развивать цветовое восприятие. Развивать интерес и уважение к народным промыслам, традициям России. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Материалы: Изделия народных промыслов: дымковская игрушка, посуда из Гжели, Хохломы; домики с изображением элементов декоративно-прикладного искусства, набор иллюстративного материала с видами изделий декоративно-прикладного искусства, мнемотаблицы.

Ход занятия

Воспитатель:

Слава нашей стороне, слава нашей старине

И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, игрушки мастерили? Ведь преданья старины забывать мы не должны. А знаете ли вы самую старинную русскую игрушку? Тогда отгадайте загадку:

В этой молодице

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица -

Для меньшой темница.

Красные щёчки,

Пёстрые платочки

Хлопают в ладошки

Весёлые (матрёшки)

- Давайте и мы поиграем.

«Мы матрешки»

Цель игры: Учить выполнять движения по тексту.

Воспитатель: Ай да молодцы! Присаживайтесь, ребятушки, как в народной мудрости говорится: «В ногах правды нет».

Дети садятся перед телевизором.

Воспитатель: - Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки», «Мастер на все руки».

- Послушайте интересную старую сказку.

- Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица : и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали её за это Марья – искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понес. А Марья – искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково.

Описательный рассказ по мнемотаблице.

1. Разнообразие дымковских игрушек: звери, птицы, человек, сказочные персонажи, бытовые сценки.

2. Когда-то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население Дымково лепило глиняные свистульки.

3. Для производства используется местная красная глина.

4. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

5. Обжигают в печи.

6. Покрывают белилами.

7. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

8. Геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.

А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.

Описательный рассказ по мнемотаблице.

1. Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия.

2. Изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства.

3. Свои произведения мастера изготавливают из глины.

4. Все изделия обжигают в печи.

5. После обжига изделия макают в специальный розовый раствор. Так легко найти дефекты и трещинки.

6. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок с тенью”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

7. Особенностью гжельской росписи является использование трё х основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

8. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сюжетные росписи.

Полетела Жар-птица дальше.

2. Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар - птица. Он и её угостил. В благодарность Жар - птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

3. Хохломские предметы сделаны из дерева.

4. Технология промысла: - «бельё» – выточенное неокрашенное изделие - грунтовка жидкой очищенной глиной и покрытие олифой чтобы на поверхности появилась липкая лаковая плёнка - лужение – втирание в поверхность изделия измельченного алюминиевого порошка - роспись изделия

5. Обжиг в печи до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается «золотая хохлома»

6. Традиционные цвета хохломской росписи – красный, желто-золотистый, зеленый, черный.

7. Фоновая роспись.

8. Основные элементы росписи: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки, завитки.

1. Разнообразие видов изделий: посуда, домашняя утварь и мебель.

Вот какие мастера живут на земле русской!

Но вот беда! Узнал про это Кощей и послал на землю русскую ураган. Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.

Проводится игра «Каждое изделие – в свой дом».

Материалы: 9 домиков с элементами декоративно – прикладного искусства, набор иллюстративного материала с видами изделий декоративно-прикладного искусства.

Ход: дети должны разложить картинки по своим домам.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько вы сегодня узнали о народных промыслах. Какие вам запомнились?

Воспитатель: Ну, а теперь, ребятки, как говорится в русской пословице «По работе и награда». Есть у меня для вас гостинец, расписные пряники, которыми славилась Россия-матушка во все времена. Угощайтесь!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа)Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа) Проект на тему «Декоративно - прикладное искусство детям» Составила: воспитатель Петрова Елена Владимировна Тема: «Декоративно.

Кружок по интересам для детей средней группы «Народный умелец» КРУЖОК ПО ИНТЕРЕСАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа работы кружка предусматривает ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательная деятельность «Золотые руки мастеров»
Опубликовано: 16 марта 2015 в 21:02
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательная деятельность «Золотые руки мастеров»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Воробьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД