Нина Тарасова
«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования предпосылок УУД»
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «Универсальные Учебные Действия «означает умение учится, способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
К основным видам УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно отнести : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Сейчас процесс обучения это поиск, дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Именно на этой основе формируются коммуникативные, и познавательные учебные действия. Чтобы подготовить ребенка к школе необходимо обеспечить условия для формирования предпосылок универсальных учебных действий уже в дошкольном возрасте. Дети 6-7 лет при соответствующих условиях, и совместной деятельности со взрослыми в детском саду способны овладеть данными умениями.
Публикация «„Поисково-познавательная деятельность как средство формирования предпосылок УУД“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Мне, как педагогу детского сада, важно смоделировать такой образовательный процесс в ДОУ, который бы явился одним из условий успешного и результативного развития ребенка. Внедрение поисково-познавательной работы в образовательный процесс является одним из методов развивающего обучения и самообразования, который направлен на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение эксперимента, анализ полученных результатов.
Через поисковую познавательную деятельность дошкольник вовлекается в различные ситуации, сам того не подозревая, ребенок решает разнообразные задачи и проблемы, которые помогают ему развиваться всесторонне.
Свою работу по организации познавательной деятельности я начала в начале учебного года. Помогли мне в этом: Семья Данила Полушина. Данил мальчик очень интересный, его волнует и космос и все что происходит на земле. Много интересного знает Данил,но и много у него возникает вопросов. Мама, Людмила Викторовна купила ему интересные книги «Маленький биолог», «Юный химик», «Юный физик». Данил принес книги в группу и дети буквально завалили меня вопросами, просили провести опыты. И работа закипела.
Я поставила цель: Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у старших дошкольников через поисково - познавательную деятельность.
Для достижения поставленной цели наметила следующие задачи:
1. Практически ознакомить с отдельными явлениями живой и неживой природы. Учить наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
2. Развивать любознательность, желание узнавать новое.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему, желание оберегать и создавать красивое.
В познавательной работе мы опираемся на основной вид детской деятельности – игру. Вся работа проводится поэтапно:
1 этап.
Анализ природного явления. Осознание проблемной ситуации заканчивается постановкой познавательной задачи: «Что происходит с водой?» например: «Почему вода уменьшает в аквариуме?» «Как происходит извержение вулкана?», «Можно ли вырастить огурцы на окне в детском саду?»? «Почему зимой вода превращается в лёд?», «Можно, ли вырастить кристаллы?» Она требует установления причин явлений, связей.
2 этап.
В результате анализа проблемной ситуации выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений. Далее проводится обсуждение высказанных детьми предположений и выбор способов их проверки. Дети делают разные предположения, часто они бывают противоречивыми. Можно искусственно создать противоречивые суждения и предложить проверить, чье из них правильнее. Если дети не высказывают предположений, то я побуждаю их к этому или сама высказываю необходимые предположения.
3 этап
Это важнейший этап, на котором происходит проверка выдвинутых предположений. Для решения познавательной задачи используются элементарные опыты или эксперименты. Я рассказываю детям условия опыта. Все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат, должно быть выделено, показано детям и осознано ими. Опыт предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.
4 этап.
На этом этапе я побуждаю детей к самостоятельному формулированию выводов на основе полученных результатов.
В ходе работы я использую следующие методы и приёмы организации экспериментально-исследовательской деятельности :
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения
Прежде чем показать детям эксперимент, происходит большая предварительная работа. При подготовке к тому или иному эксперименту мы вместе с детьми изучаем энциклопедическую литературу, смотрим видеофильмы.