МААМ-картинки

Занятие по речевому развитию «Поэтапная автоматизация звука [Р]»

Евгения Грачева
Занятие по речевому развитию «Поэтапная автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р.

1. Произношение изолированного звука [р]

Игровые задания для закрепления изолированного произношения звука

Звукоподражания

Подражание рокоту самолета, мотору работающего трактора или машины, рычанию тигра и т. д. «Заведем трактор». «Заведем машину». Работает невыключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше.

Публикация «Занятие по речевому развитию „Поэтапная автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах

Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук [р] с разной силой и высотой голоса).

Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук [р] низким и высоким голосом).

Кошка мурлычет: «Мур-р-р-р» (низким голосом). Котенок мурлычет: «Мур-р-р-р» (высоким голосом).

Ворона и воронята каркают: «Кар-р-р-р» (низким и высоким голосом).

2. Автоматизация звука [р] в слогах

Занятие 1

Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных (тр, др)

Пространственная ориентировка

— Встань так, чтобы перед тобой было окно. Повернись так, чтобы слева от тебя было зеркало. Пройди к середине комнаты. Что слева от тебя? Что справа?

Упражнение на дыхание

Катать карандаш по столу, стараясь, чтобы воздушная струя была не прерывистой, а сильной и длительной.

Развитие артикуляционной моторики

Повторить предыдущие упражнения.

Развитие памяти, внимания

Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением кистей и пальцев рук.

Игровые задания

«Пилим дерево». «Рубим дрова». «Мастерим домик».

Тра-тра-тра; дра-дра-дра;

тра-тра-тро; дро-дро-дро;

тру-тру-тру; дру-дру-дру;

тры-тры-тры; дры-дры-дры;

тра-тро, тру-тры; дра-дро;

тро-тра, тру-тра; дры-дра;

тор-тра-тру; дра-дро-дру;

тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру.

Развитие фонематического восприятия

«Игра с мячом». Лови мяч, если в слове услышишь звук [р]. Логопед произносит слово, затем бросает мяч. Определение позиции звука [р] в словах дрова, осетр, рак. Положить кружочек — символ звука в соответствующее окошко звукового домика.

Ознакомление с буквой р

Занятие 2

Автоматизация звука [р] в обратных слогах

Развитие слухового восприятия

«Слушай внимательно». Присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Атр-атр-атр-атр;

отр-отр-отр-отр;

утр-утр-утр-утр-утр;

ытр-ытр-ытр-ытр;

ятр-ятр-ятр-ятр;

етр-етр-етр-етр-етр;

ютр-ютр-ютр-ютр-ютр;

итр-итр-итр-итр-итр;

атр-отр-итр;

итр-утр-ыр;

ятр-итр-утр.

Какого звука не хватает в слове? Узо., абажу., ти, жи., монте., вее., вете., зефи., мото., акте. .

Развитие фонематического восприятия

Отстукивание ритмического рисунка слов комар, Арктика, порт, арбуз, ирга.

Анализ и синтез слогов

— Сколько звуков в слоге ар? Какой первый звук в слоге ар? Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур? Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился?

Обозначение слогов цветовыми символами.

Составление слогов из букв

Занятие 3

Автоматизация звука [р] в открытых слогах

Развитие слухового восприятия

Отстукивание ритма на бубне.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе, контрабасе и тромбоне.

Произнесение слогов со сменой ударения.

Ра-ра-ра-ра; ра-ро;

ро-ро-ро-ро; ры-ру;

ру-ру-ру-ру; ру-ры-ро;

ры-ры-ры-ры; ра-ро-ру-ры.

Развитие фонематического восприятия

Какой слог лишний? Ра-ра-ра-ры, ра-ра-ра-ла.

«Придумаем имена куклам». И. (ра, Ве. (ра, Ма. (ра, Ле. (ра, Ла (ра).

Дополни слог. Што. (ра, шпо. ра, па. (ра, ко. (ра, но. (ра).

— Какой слог исчез из слова Буратино? Бу. тино (ра).

— Какой слог исчез из слова радуга?. дуга.

— Назови пропущенный слог. Во. та (ро, во. на (ро, ко. ва (ро, пе. (ро, кенгу. (ру, ко. (ра).

Анализ и синтез слогов

— Какой первый звук в слоге ра? Назови второй звук. Сколько звуков в слоге ра?

— Скучно одному звуку [р]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [р] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?

Аналогичное задание выполнить с другими гласными звуками.

Чтение слогов

Занятие 4

Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных

Пространственная ориентировка

Расставляются игрушки в разных частях комнаты. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойду — котенка найду. Назад поверну — мишку найду. Налево пойду — собачку найду. Направо пойду — лисичку найду.

Развитие голоса, дыхания и переключаемости органов артикуляционного аппарата. Согласование речи с движением

Игровое упражнение «Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги.

Пра-про; бра-бро-бру;

пру-пры; вра-вро;

про-пру-пры; вру-вры;

бра-бро; вро-вро-вру-вры.

бру-бры;

— Какой слог лишний? Вра-вра-кра.

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [р] в словах врач, повар, радист. Обозначение места звука на звуковой линейке.

— Послушай слова прыгун, вратарь. Какой слог потерялся?. гун,. тарь.

— Составим слова. Скажи слог бра, а я дополню его звуком [т]. Какое слово получилось? Скажи слог вра, а я — тарь. Какое слово мы составили?

Составление букв р и в из частей.

— Какие одинаковые элементы есть в этих буквах? Найди буквы, в которых есть такие элементы.

Составление слогов из букв разрезной азбуки.

Расставить картинки на рейки: на верхнюю — в словах-названиях звук находится в начале слова, на среднюю — в словах-названиях в середине; на нижнюю — в словах-названиях в конце.

Занятие 5

Автоматизация звука [р] в обратных слогах

Пространственная ориентировка

— Кто стоит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя? Стань перед Мишей. Стань за Колей. Кто стоит за тобой?

Развитие голоса, дыхания и переключаемости органов артикуляционного аппарата

Игровые задания

«Музыканты». «Играем на балалайке».

Фра-фру;

фры-фро;

фро-фру-фры;

фра-фро-фру-фры.

«Разговор Крокодила с Носорогом». Выразить интонацией при произнесении слогов эмоциональные состояния.

— Кра-кро. (довольно)

— Кра-кро-кру. (недовольно)

— Кра-кро-кру-кры. (уверенно)

— Гру-гры. (робко)

— Гру-гра-гры. (возмущенно, яростно)

— Гра-гро-гру-гры. (спокойно)

Развитие фонематического восприятия

«Игра с мячом». Ловить мяч, если в слове есть звук [р].

— Составим слово. Скажи слог кра, а я — звук [н]. Какое слово получилось? Скажи слог гру, а я — ша. Какое слово получилось?

— Посмотри на картинки и угадай слова с пропущенным звуком. К. ыша, г. оза, г. ад. Назови пропущенный звук.

3. Автоматизация звука [р] в словах

Занятие 1.

Автоматизация звука [р] в словах со слогами тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру

Произнеси слова правильно

Трава, трап, трал, люстра, трактор, траншея, трапеция, трамплин, тростник, тракторист, траншея, трамвай, канистра, матрац, завтра, тетрадь, транспорт, завтракать.

Утро, трос, метро, тропа, тройка, тропики, трость, патрон, матрос, тротуар, тростник, тропинка, альбатрос, троллейбус.

Петр, фетр, литр, центр, метр, министр, театр.

Трус, труд, труба, трубка, трусость, трубочист, петрушка, трусишка, ватрушка, трудный.

Костры, астры, шатры, метры, ветры, гетры, хитрый, отрывать.

Кедры, дрозд, дровни, другой, аэродром.

Дракон — Дракончик — Дракошечка.

Драка, драчун, выдра, драп, драники, гидра, квадрат, квадратный.

Друг, подруга, дружба, дружить, дружный, подружиться.

Антонимы. Враг — друг.

Ведро, ядро, бедро, дрова, дровосек, дровни, дрофа, дрозд.

Страус, страх, струя, струна, люстра, стройка, страница, строить, строитель, остров, стружка, страх, страна, страшила, страшно, странник, страна, острый, пестрый, быстрый, страшный, стройный, странный, строгать.

Задания

«Одно слово — много значений». Рисунок 17. (См. цв. вклейку.) Труба — музыкальный инструмент, труба на крыше дома, водосточная труба, трубочка для коктейля.

Подберем слова-«родственники» к словам тропа, трава, труба.

Трава — травка — травинка — травушка — травиночка.

Тропа — тропка — тропинка — тропочка — тропиночка.

Труба — трубка — трубочка — трубочист.

Повтори эти слова.

Угадай слово из перепутанных слогов ва-тра.

Дополни звук (букву, слог.

Друг — вдруг,

раки — драки,

трос — матрос.

Замени звук (букву).

Трап — трал,

трап — драп,

трал — драл,

трава — дрова,

выдра — ведра.

«Слово в слове». Драка (рак, кар, дар, транспорт (порт, рано, спорт).

Подскажи нужное слово.

Дровосек рубит. (дрова). По тропинкам не ездят. (трамваи). По городу ездят. (трамваи). В траншею упала. (трость). Дракончик делает упражнения на. (турнике). Трамвай и троллейбус — это. (транспорт). Рая и Рома подметают. (двор).

Занятие 2.

Автоматизация звука [р] в словах со слогом ра

Произнеси слова правильно

Рак, рама, раки, рано, рана, радио, радуга, работа, ракушка, раковина, ракета, ракетка.

Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, парашютист, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.

Юра, Кира, Ира, Шура, Вера, Жора, Тамара, дыра, гора, кора, нора, пара, штора, шпора, конура, канистра.

Задания

Какой звук проглотил злой волшебник Звукоед в словах. аду-га,. акушка, му…авей, ка. андаш? Повтори эти слова.

Раздели на слоги слово конура. Произнеси слово без слога ну. Конура — кора. Замени звук [к] на звук [н]. (Нора.) Переставь слоги в слове нора. (Рано.) Замени звук [о] на звук [а]. (Рана.)

«Слово в слове». Радуга. (дуга.) Какой слог исчез из слова?

Переставь буквы. Рад — дар. Гора — рога. Мара — рама.

Ребус. Рисунок 18. (См. цв. вклейку.) Рыба, арбуз, краб. Назови предметы. Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков. (Рак.)

«Лесенка из слов». Прочитай слова. Назови самое короткое слово. Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове?

рак

рана

рамка

радуга

ракушка

раковина

Какая общая часть есть в словах баран, баранка, барабан?

«Развиваем грамматический строй речи».

Подскажи конец чистоговорки.

Аш-аш-аш, есть у Ромы. (карандаш).

Ши-ши-ши, на столе. (карандаши).

Шом-шом-шом, рисует Рома. (карандашом).

Вей-вей-вей, несет травинку. (муравей).

Раном-раном-раном, баран бодается с. (бараном).

Замени звук (букву). Гора — пора — нора — кора.

«Буква потерялась». Бу. ан, ба. ан, га. аж.

«Слово в слове». Радость (рад, ад, дот, рост, ракета (рак, кета, пират (пир, тир, барабан (бар, рана, раб, баранка (баран, ранка, ракушки (рак, ушки, радуга (рад, дуга).

«Учимся размышлять».

Что общего между раком, карасем и ракушкой?

Вспомни слова — названия пищи со звуком [р].

Вспомни слова — названия предметов, которые движутся, со звуком [р].

Назови предметы, которые отвечают на вопрос «Кто это?»

Карабас-Барабас. Кто быстрее убежит от Карабаса-Барабаса — Буратино или Артемон? Какой совет ты мог бы дать Карабасу-Барабасу?

«Ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра.

Я прошу со слогом ра мне сейчас назвать слова».

Придумай пять слов, которые начинаются со слога ра.

Занятие 3.

Автоматизация звука [р] в словах со слогом ро

Произнеси слова правильно

Рог, рот, рожь, Рома, роза, рога, рота, рост, Родина, рожок, рожки, робот, урок, корова, коробка, горох, герой, горошек, горошинка, сырок, розетка, мороженое, ворота, ворона, воробей, дорога, пирог, порог, город, огород, паром.

Задания

«Правильно ли я сказала слова?» Доробей, корох, доробка. Скажи эти слова правильно.

«Одно слово — много названий». Рожки, перо, розетка.

Перо птицы, перо для ручки.

Рожки (козленка, рожки (макароны).

Розетка для варенья, розетка электрическая.

Замени звук, букву. Рот — ров. Роза — рота — рога. Ворота — ворона — корона — корова.

К слогу по добавь слово рог. Какое новое слово получится? Рог — порог.

Если к слову роза «пригласить» звук [г] на первое место, какое новое слово получится?

Дополни слово Рома, чтобы получилось слово — название цветов. Рома. (шки).

«Развиваем память».

Послушай, а потом повтори слова. Дорога, ворота, ворона. Послушай слова еще раз. Дорога, ворота, ворона, сорока. Какое новое слово появилось?

«Слово в слове». Гроза (раз, рог, газ, гора, роза). Носорог (нос, сор, сон, рог, рос). Творог (вор, рог, говор). Пирог (рог, пир). Дорожки (рожки, корки).

Подбери слова-рифмы.

Корона —. (ворона, рог —. (порог, пирог).

Несколько роботов. «Найди одинаковые предметы».

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш]» Задачи: 1. Образовательные: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках. 2. Коррекционные: • закрепить навыки.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

Конспект индивидуальной ОД «Автоматизация звука [Р]» Цель: правильное произнесение звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Задачи: -закрепление правильного употребления формы род. падежа.

Конспект ОД по развитию речи «Постановка и автоматизация звука [Ш]» Конспект ОД по развитию речи "Постановка и автоматизация звука "Ш" " Тема: «Постановка и автоматизация звука [Ш]».Цель: Создание условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Поэтапная автоматизация звука [Р]»
Опубликовано: 23 мая 2024 в 18:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по речевому развитию «Поэтапная автоматизация звука [Р]»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Грачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД