Пауткина Марина
Повышение экологической грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках внедрения проекта «Витаминные грядки» в педагогическую деятельность муниципального образовательного дошкольного учреждения.
Ключевые слова: экологическое воспитание, огород на подоконнике в детском саду, интеллект - карта, этапы работы.
Публикация «Повышение экологической грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современном обществе понятие «экология» прочно вошло в нашу жизнь. К сожалению, нам всем известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишком часто упирается в законы природы, и о последствиях человечество начало задумываться буквально последние 15-20 лет. Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми.
В педагогике экология и экологическое воспитание детей - важная составляющая часть воспитательного процесса. Она включает в себя воспитание доброты, ответственного отношения к природе, к людям, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Ведь деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей, ведь именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе начинается с осмысления её ценности. Поэтому, прежде всего, важно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Исходя из этого со временем у него разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде. Важно не просто учить беречь природу и восхищаться её красотой, необходимо сформировать у ребёнка желание и интерес ухаживать за растениями уже на этом этапе своей жизни.
А заинтересовать ребёнка можно самыми разнообразными способами. Одним из эффективных способов является выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов - это развивает в детях чувство ответственности. Ответственность - очень важное человеческое качество, ведь на домашнем огороде выращиваются живые растения, которым для поддержания жизни и нормального развития необходимы солнечный свет, вода, удобрения. И именно ответственность мы будем развивать в ребёнке, доверяя ему жизнь зелёных питомцев. Разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее растение и полакомиться его плодами?
Огород на подоконнике в детском саду - это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Этот вид деятельности способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
В рамках экологического воспитания воспитанников нашей группы было организованно небольшое фермерское хозяйство «Витаминные грядки». Перед этим провели большую работу – это и тематические беседы, на которых закрепляли представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва); понимание, для чего нужно выращивать овощи, называли их полезные свойства. И чтение художественной литературы, которое воздействует на чувства детей, развивает воображение, обогащает речь ребёнка. В дидактических играх дети расширяют представления о растениях, учат применять имеющиеся знания в новых условиях. Полученные нами знаний мы закрепили на занятиях по продуктивным видам деятельности.
Работа по созданию огорода на подоконнике проходит в несколько этапов.
Первый – подготовка почвы для посадки, посадка растений, изготовление табличек с названиями растений. Для этого нам понадобилась помощь родителей. Мы провели беседу с родителями, рассказали о нашем проекте, его значимости для районов Крайнего Севера. Идея очень заинтересовала родителей - они принимали очень активное участие в подготовке огорода на подоконнике: принесли контейнеры для посадки, землю, семена, пульверизатор, лейку. Выбирали семена ранних сортов редиса, помидоров, картофеля, приносили удобрения. с овощными культурами, которые мы будем садить в огороде, рассмотреть их семена, и что нужно для трудовой деятельности в природе: земля, контейнеры для посадки, пульверизатор, лейка. Огород на подоконнике ярко творчески оформленный уголок, притягивающий внимание детей. Дети зажгись идеей и решили рассказать родителям о нашем проекте и привлечь их на помощь. Для творческого оформления огорода родители вместе с детьми искали в интернете наглядные материалы (иллюстрации, плакаты, фотографии) для оформления огорода на подоконнике, самостоятельно его изготавливали.
На втором этапе нашей работы мы поставили перед детьми проблемную ситуацию: где можно взять семена, чтобы посадить овощи, и как эти семена попали в магазин. Рассмотрели с детьми семена картофеля, редиса, укропа, сделали вывод, что семена разные: есть крупные и мелкие, круглые и продолговатые. При осмотре картофеля увидели, что на нём растут глазки, которые дают росточки, при осмотре плодов томата дети увидели, что семена находятся внутри плода. При осмотре свёклы и моркови внутри семян мы не обнаружили, поэтому выдвинули гипотезу, что возможно свёкла и морковь, размножаются, как картофель. На этом этапе мы столкнулись с понятием «многолетние растения» - это растения которые дают плоды в первый год жизни, а на второй – семена. Поэтому мы решили посадили морковь и свёклу для того, чтобы попробовать вырастить из них семена.
Перед посадкой растений мы обсудили и разработали с детьми алгоритм посадки семян. Затем обсудили технику высадки семян в почву: для крупных семян делаем лунки из подручных материалов (палочкой, карандашом или пальцем, а для картофеля делаем лунку побольше. Сделали вывод, что в лунку лучше сажать одно крупное семя, потому что двум будет тесно расти. Для средних семян делаем неглубокую бороздку, семена разложим по одному цепочкой, а совсем мелкие семена посеем в бороздку щепоткой. Завели дневник длительных наблюдений, в котором зарисовываем изменения, которые происходят с растением, изготовили таблички-указатели с названиями растений. Дети делали лунки и бороздки, высаживали семена, присыпали землёй, поливали почву, накрывали полиэтиленовой плёнкой, чтобы почва не пересыхала, и семена дали дружные всходы.
Работу с детьми по наблюдению и уходу за нашим огородом мы ведём в малых группах. Для этого мы составили график дежурства, в котором объединили в группы по 3 – 4 человека. В группы дети объединялись либо по желанию, либо по какому-нибудь признаку, например, вытягивая жетончики определённого цвета. В таких группах дети чувствуют себя естественно, свободно, потому что имеют возможность выбирать себе компанию, напарника, могут быть интересными для компании, высказывать своё мнение и выслушивать других.
Перед началом работы в нашем «фермерском хозяйстве» мы определяем фронт работ каждого ребё нка в микрогруппе: кто-то пропалывает сорняки, кто-то рыхлит почву, кто-то поливает. Все результаты фиксируем в паспорте роста растений.
Для наиболее успешной работы по проекту используем в своей работе технологию интеллект-карт - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется мышление. Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность. Интеллект-карта – это лист бумаги формата А3. Работа идёт от большого к малому. В центре карты мы помещаем картинку с обобщающим понятием «овощи», далее используя стрелочки – указатели мы конкретизируем, какие овощи мы берё м для своего проекта: укроп, картофель, морковь, свёкла, редис и томаты, и вклеиваем их изображения в интеллект – карту. В течение работы над проектом наша интеллект-карта пополняется новыми материалами: какие витамины, содержатся в овощах, как употреблять данные овощи в пищу, а также что интересного можно рассказать о наших растениях. Например, из тыквы и апельсина можно сварить апельсиновый джем. Каждый ребёнок получил задание, найти что-нибудь интересное и необычное о растениях, которые растут в нашем фермерском хозяйстве. По желанию дети могут также совместно с родителями посадить дома растение и презентовать свой опыт.
А третий этап - это анализ и обобщение полученных результатов в процессе работы над проектом. Осуществляя работу над проектом, дети сделали вывод, что вырастить на подоконнике свои собственные растения довольно легко, за растениями необходимо постоянно следить, рыхлить, вовремя их поливать и обеспечивать достаточным количеством света. У детей был сформирован интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Мы выявили полезные свойства овощей для организма человека, узнали, что можно защититься от многих болезней, если регулярно употреблять в пищу свежие овощи. Мы выяснили, что разные растения всходят с разной скоростью. С помощью исследовательской работы мы выявили многообразие (семена, плоды, корнеплоды) и разнообразие (укропа, томатов, салата, редиса, картофеля) посевного материал, познакомились с культурными однолетними и многолетними растениями, провели эксперимент по получению семян свёклы и моркови; закрепили работу с алгоритмами, научились создавать интеллект-карты.
Продукт нашего проекта - брошюра «От семени к ростку» (пособие для начинающих). Благодаря образовательному проекту у воспитанников сформировались основы экологической культуры. Было заложено бережное отношение к природе, которое необходимо в наше время для сохранения ранимой природы.