Елена НЕКРАСОВА
Повышение речевой активности детей раннего возраста в музыкально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, искусству и жизни.
Публикация «Повышение речевой активности детей раннего возраста в музыкально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетических, так и интеллектуальных способностей, т. е. талантливый в чем-то одном ребенок творчески проявит себя и во многом другом. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике – учите его музыке!
На своих музыкальных занятиях я пытаюсь заинтересовать, раскрыть для малышей красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать и научить самовыражаться в разных видах музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность малышей – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него – и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Знакомлю детей с музыкально-игровой деятельностью на непосредственно образовательной деятельности, праздниках и развлечениях как в музыкальном зале так во время посещения групп, используя различные формы музыкальной деятельности, это:
Слушание музыки : восприятие музыкальных произведений, развитие слуха и голоса.
Пение: освоение элементарных певческих навыков, песенное творчество. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей.
Музыкально-ритмическая деятельность : задачей игр является соединение навыков координации движения и музыки играющих, их воображения и слухового восприятия звукового образа. Данный вид игровой музыкальной деятельности развивает чувство ритма, способность улавливать настроение музыкального произведения и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности : темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения, художественного образа.
Игра на детских музыкальных инструментах : игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах, т. к. данный вид деятельности не требует особой подготовки, специальных навыков и доступен практически каждому из них. В ходе игры решаются задачи формирования интереса к инструментальному творчеству, воспитания чувства единения, развитию музыкальных способностей (чувства ритма, развитию звуковысотного и тембрового слуха).
Музыкально-дидактические игры : цель закрепление навыка слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких, как ритм, метр, тембр, динамика, направление звучания мелодии и т. д.
Основная форма проведения мной непосредственно образовательной деятельности – игра, которая способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста.
В играх-потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая эмоциональная окраска, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, щекочет, покачивает, подбрасывает малыша, простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной с взрослым игры. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность такие игры обладают огромным развивающим потенциалом. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи и активной речи, обогащению словаря, произвольности действий, умения действовать синхронно с партнером. Игры, сопровождающиеся стихотворными строчками или мелодией, развивают чувство ритма, музыкальный слух.
В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними родители, затем этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в "Ладушки", "Козу рогатую", "Сороку-ворону". Каждая из этих игр имеет множество вариантов. В какие игры-забавы я играю с маленькими детьми на своих музыкальных занятиях? Вот несколько игр, которые помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком. Это такие игры, как «Кулачки», «Дружно ручки поднимаем» и др.
Так же на занятиях использую хороводные игры, которые предполагают построение в круг и выполнение ритмизированных движений в соответствии с образным словом. Они не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений, способствуют развитию внимания к действиям других людей. Например, такие как: «Карусели» «Раздувайся пузырь» и др.
Свои музыкальные занятия строю по темам, содержание которых привязано к календарному году и событиям, близким и доступным деткам соответствующего возраста. Например, Тема: «Моя семья и я», «Мои маленькие друзья (животные)», «Веселая зима».
Таким образом, соблюдается сюжетно-игровое единство музыкальных занятий, т. е. все виды деятельности и репертуар объединены одним сюжетом, который проживают малыши много раз во многих видах музыкально-игровой деятельности.
Особенность моей работы с детьми на занятиях – импровизационность. Сюжет занятия, его литературная и основная музыкальная части прорабатываются заранее, но многое "подвижно" в зависимости от состояния детей, их настроения и желания заниматься теми или иными видами деятельности. Я творчески подхожу к использованию современного музыкального репертуара, понравившиеся мне произведения использую с новыми словами и движениями. Например, игра «Крокодил» превращается в игру «Веселый медвежонок», игра «Поросята» в игру «Маленькие зайчата».
А также на своих занятиях я использую куклы – перчатки уже с 1,5 лет сказочный персонаж сам расскажет и покажет малышу сказку. Ребенок вначале зритель, а сказочный герой вовлекает малыша по мере разворачивания сюжета в совместные действия. В 3 года ребенок уже самостоятельно играет с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3 – 4 действий и озвучивая эти действия. Малыш с удовольствием подхватывает игру, начатую взрослым, а фантазия уже позволяет ему использовать в игре воображаемые предметы и предметы-заменители.
Для ребенка становится чрезвычайно важно построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях. И нет лучшего помощника для ребенка в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что еще эффективнее, набор кукол-перчаток – героев сказки, то есть, кукольный детский театр.
Отсюда делаю вывод, что сама природа музыкального искусства, сопровождающая игру, способствует установлению несловесного общения, а ситуативная деятельность, возникающая в ходе ее, как правило, вынуждает к словесному общению. На основе результатов практической деятельности полагаю, что в играх музыкально-педагогического направления игровой деятельности музыка имеет ведущее значение.
Мое кредо: все через игру в творчестве.
Литература:
1. Буренина А. И. Музыкальная палитра : музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе. – М. : Ред. журнала «Музыкальная палитра». 2008.
2. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги. – М. : ВАКО, 2006.
3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение, 2006.
4. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М. : ТЦ Сфера, 2009