Наталья Королихина
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов. Единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны. Итак, рассмотрим данные понятия.
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ» размещена в разделах
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде и принимать решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Качество образования - социальная категория, определяющая результативность процесса образования в ДОУ, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной компетентности педагогов. Белая К. Ю. предлагает следующее содержание данного понятия: "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения". И, конечно же, качество работы дошкольного образовательного учреждения зависит от:
1. От качества работы педагогов.
2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. Условий, созданных в ДОУ для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
4. Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, чтобы стать единомышленниками. Т. е. выявляется необходимость приоритета субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, чтобы измениться самому и повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения). При таком подходе упор делается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиск эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.