Ирина Касьяненко
Педагогический проект «Повышение мотивации дошкольников к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
1. Актуальность выбранной темы
2. Постановка проблемы проекта
3. Постановка цели и задач проекта
4. Этапы реализации проекта
5. Рабочий план реализации проекта
6. Предполагаемые результаты
7. Список используемой литературы
8. Приложения
1. Актуальность темы проекта
Публикация «Педагогический проект „Повышение мотивации дошкольников к обучению в школе“» размещена в разделах
Одним из эффективных средств решения актуальной проблемы педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования, как одну из форм планирования и организации воспитательно - образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса, что очень важно для дошкольников. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельным подходами.
В современной России образованию с каждым годом всё больше и больше отдаются приоритеты. Разрабатываются специальные программы, законы поддержки образования. Школьное обучение становится более разнообразным, оно ориентировано на развитие личности, способностей, творческого мышления.
Но предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовность к обучению – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.
Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе.
Большая роль отводится мотивации учения. Отношение ребёнка к обучению в школе наряду с другими психологическими признаками готовности составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребёнок учиться в школе. Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе интерес к учению непременно появиться. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через образовательную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П. Я. Гальперин и П. Голу, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для детей, если у них отрабатывается образовательная деятельность в единстве ее компонентов, то у дошкольников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, меня заинтересовала проблема развития мотивации дошкольников к обучению в школе. Ознакомившись с научно-методической, психолого-педагогической литературой по данной теме, убедилась, что психологическое «изучение мотивации, и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ребенка»
Существуют различные пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации дошкольников к учебной деятельности в школе.
Это традиционные методы повышения мотивации : использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов, методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.
Сейчас на помощь пришли инновационные педагогические технологии.
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп образовательной деятельности, повысить уровень мотивации и объем самостоятельной деятельности дошкольников. Поэтому я считаю, что использование современных педагогических технологий в работе с детьми помогает повышать мотивацию дошкольников к дальнейшему обучению в школе и является необходимостью современного образования. Общаясь с ребятами я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности инноваций существенно влияют на мотивационную сферу дошкольников к учебному процессу.
Использование инноваций позволяет разнообразить формы работы, деятельность детей, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности.
2. Постановка проблемы проекта
Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современности, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у дошкольников приемов приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Вопрос о том, как сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, особенно актуален для меня как воспитателя.
Объект проектной деятельности : система предшкольной подготовки.
Предмет проектной деятельности : механизмы и условия формирования социальной, в т. ч. мотивационной, компетентности дошкольника.
3. Постановка цели и задач педагогического проекта
Цель проекта : создание системы работы по формированию социально-личностной готовности выпускников ДОУ к обучению в школе в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями).
Задачи проекта :
Для детей:
1. Сформировать у детей подготовительной к школе группы правильное представление о школе и учении.
2. Сформировать навык произвольности поведения в учебной деятельности.
Для родителей:
1. Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Оказать помощь родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности.
3. Вовлечь семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей.
Для педагогов ДОУ :
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области мотивационной готовности детей к школе.
2. Внедрять в практику работы ДОУ метод проектов.
3. Осуществлять деятельность в соответствии с планом ДОУ по преемственности в работе со школой.
4. Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
корректировка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО,
изучение литературы по подготовки детей к обучению в школе,
первичная диагностика мотивов обучения детей, анкетирование родителей и
педагогов,
определение кадрового состава участников проекта,
разработка систему интегрированных занятий в рамках ФГОС.
Основной этап реализации проекта
Содержание работы с детьми и родителями по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Период Совместная деятельность с детьми Задачи Работа с родителями
Сентябрь 1. Праздник «День знаний»
2. Педагогическая диагностика готовности детей к школе.
3. Посещение детьми подготовительной группы праздничной линейки школы №1 им. Г. И. Шелихова 1 сентября
Выявить уровень развития детей.
Сформировать у детей правильное представление о школе и школьной жизни учеников. 1. Выставка литературы в помощь родителям «Что такое школьная готовность?»
Цель: повысить уровень педагогических знаний родителей в области воспитания детей и подготовки их к школе.
Октябрь 1. Создание в группе «Уголка первоклассника»
2. Продуктивная деятельность детей на тему: «Школьные принадлежности»
Формировать мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей; развивать коммуникативные умения во взаимодействии со сверстниками и педагогом. 1. Консультация: «Что нужно знать родителям о психической и интеллектуальной готовности ребенка к школе».
2. Семинар-практикум для родителей: “Как подготовить ребенка к школе?”
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке к школе.
Ноябрь 1. Чтение стихов, рассказов о школьной жизни.
2. НОД «Профессия – учитель», «Профессия – библиотекарь»
3. Рисование на тему «Что я знаю о школе»
Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии учителя и библиотекаря. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. 1. Консультация для родителей учителя-логопеда
«Как подготовить руку ребенка к письму».
Цель: повысить уровень педагогических знаний родителей в области подготовки руки ребенка к письму.
Декабрь 1. Развлечение для детей «Наум-Грамотник».
2. Дидактические игры в Уголке первоклассника «Собери портфель», «Школьные принадлежности».
Познакомить детей с историей возникновения праздника; способствовать умению применять знания по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в игровой предметной среде;
развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;
воспитывать чувство товарищества, формировать дружный коллектив.
Консультация: «Профилактика школьных страхов. А если Я не справлюсь…»
Цель: повысить знания родителей по теме "Как помочь ребенку подготовительной группы преодолеть страх перед школой и неуверенность в себе". Познакомить родителей с упражнениями и играми для профилактики застенчивости, стеснения, неуверенности в себе.
Январь 1. Игра - драматизация «Как Незнайка в школу ходил».
2. Составление рассказов о школьной жизни. Показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика. Закрепить знания о правилах поведения в школе, на уроке. 1. Консультация медсестры «Здоровье будущего первоклассника»
2. Папка- передвижка «Скоро в школу мы идем».
Февраль 1. Развлечение «Школьные загадки и головоломки».
2. Беседы с детьми на школьную тематику.
Закреплять полученные знания и представления о школе. Выявить особенности внутренней позиции у детей 6-7 лет. Практикум: «Готовим к школе. родителей»
Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия, игрового взаимодействия друг с другом.
Март 1. Экскурсия в школьную библиотеку
2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена). Закреплять полученные знания и представления о школе.
1. Круглый стол: «Подготовка ребенка к школе в системе «Детский сад – семья – школа».
Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации. Обсудить точки зрения родителей, на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
Апрель 1. Мониторинг «Педагогическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе на этапе завершения дошкольного образования»
2. Итоговое логопедическое занятие с детьми с ОВЗ Обобщение полученных знания детей в ДОУ на этапе завершения дошкольного образования. 1. Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ. Цель: получить от родителей объективную информацию о качества образования.
2. День открытых дверей.
Цель: продолжать вовлекать родителей в учебно-образовательный процесс.
Май 1. Праздник «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!»
2. Посещение детьми торжественной линейки «Последний звонок» РСОШ №1 им. Г. И. Шелихова Закреплять полученные знания и представления о школе, знания о правилах поведения в школе, на уроке.
Родительское собрание «На пороге школы».
Цель: подведение итогов воспитательно - образовательной работы за учебный год. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста методами и приемами настроя детей на «школьную позицию».
Предполагаемые результаты
Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания. Результаты диагностического обследования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками мотивационно неготовыми к школьному обучению является эффективной. Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:
ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
сформирована широкая полимотивация учения;
сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы. Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться. Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты готовности к школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к обучению в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.
Список используемой литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
5.. А. К. Маркова, Т. А. Маттис, А. Б. Орлов, Формирование мотивации учения : Кн. для учителя, Просвещение, 1990
6. А. К. Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 1983
7. Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.
8. Приложения