Лариса Сидельникова
Повышение мастерства педагогов ДОУ в организации работы по ФЭМП у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.
"Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Многие психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, Т. В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте : логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Семинары, мастер-классы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, вумении педагогов ДОУ дать установку дошколятам на развитие математических способностей, познавательных интересов в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.
А как сделать, чтобы дети вовремя ООД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим. Самое главное, что для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы, уметь планировать работу в области ФЭМП. Таким образом, педагогв детском саду должен :
1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;
2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;
3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;
4) знать методические основы развития у детей математических представлений;
5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.
Цель математического развития дошкольников :
• Всестороннее развитие личности ребенка.
• Подготовка к успешному обучению в школе.
• Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников.
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
2. Формирование предпосылок математического мышления.
3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности.
В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала, развивающее обучение. Принцип наглядности Я. А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".
Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:
1. «Количество и счет» : представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
2. «Величина» : представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
3. «Форма» : представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.
4. «Ориентировка в пространстве» : ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.
5. «Ориентировка во времени» : представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, практический, игровой) иприемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры, демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний, инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе, пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок, контроль и оценка (самооценка).
Особенности словесного метода:
Требования к речи воспитателя:
*эмоциональная;
*грамотная;
*доступная;
*четкая;
*достаточно громкая;
*приветливая;
*в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
*в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе.
Требования к речи детей:
*грамотная;
*понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить) полными предложениями;
*с нужными математическими терминами;
*достаточно громкая.
Требования к вопросам воспитателя:
*точность, конкретность, лаконизм;
*логическая последовательность;
*разнообразие формулировок;
*небольшое, но достаточное количество;
*избегать подсказывающих вопросов;
*умело пользоваться дополнительными вопросами;
*давать детям время на обдумывание.
Требования к ответам детей:
*краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
*на поставленный вопрос;
*самостоятельные и осознанные;
*точные, ясные;
*достаточно громкие;
*грамматически правильные.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь?
Для чего?
Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Все занятия по ФЭМП строятся на наглядности. Наглядность-средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения. В детском саду используют два вида наглядности: демонстрационный, раздаточный.
И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.
Средства ФЭМП :
1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.).
Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Математические способности относятся к познавательным и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами: сенсорными и интеллектуальными.
Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира.
Интеллектуальные - обусловливают его осмысление.
В основе сенсорных познавательных способностей познавательный процесс- восприятие, а в основе интеллектуальных – мышление.
При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.
Мастерство воспитателя развивать и укреплять познавательные интересы ребенка в процессе его развития состоит из умения сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности - разнообразными, творческими, продуктивными.
Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.