ольга гадлевская
Повышение компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста (методические рекомендации)
▼ Скачать
Повышение компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей раннего возраста.
Когда в семье рождается малыш, особенно первый, у родителей сразу
возникает много проблем. Они не знают, как к нему подойти, что с ним делать, как его успокоить. Как часто кормить, купать и гулять с ним.
Где же золотая середина? Как развивать родное чадо и не навредить ему?
Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка – это:
Публикация «Повышение компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста (методические рекомендации)» размещена в разделах
• использование сведений о специфике воспитания и обучения,
• знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии,
• знание возрастных особенностей,
• использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии,
• способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения,
• сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией.
От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка.
Для повышения компетентности в вопросах развития, обучения и воспитания детей раннего возраста широко применяются такие формы работы как:
• родительские собрания,
• семинары-практикумы, практические занятия,
• консультации, беседы-разъяснения,
• тематические выставки, буклеты, информационный стенд;
• круглые столы,
• праздники;
• домашние игротеки (члены семьи знакомятся с интересными и полезными играми, которые способствуют развитию ребенка).
Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей, расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии детей раннего возраста.
При психолого-педагогическом консультировании родителей выделяются конкретные задачи:
• выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;
• определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
• выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные);
• организовать педагогическую и психологическую помощь родителям;
• повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерности развития ребенка.
Беседы с психологом и педагогом позволяют обнаружить, осознать потенциальные возможности своего ребенка, благодаря этому родители получают определенные жизненно важные для них сведения — с чего начинать, что делать, как правильно организовать ребенку помощь, направленную на развитие и преодоление нарушений.
Беседа должна отвечать определенным требованиям:
• быть конкретной и содержательной, не содержать лишней информации;
• давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
• пробуждать интерес у родителей к педагогическим проблемам;
• повышать чувство ответственности родителей за воспитание своих детей.
Планируя тему беседы, педагог должен стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания ребенка.
Также специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Консультации посвящаются знакомству родителей с закономерностями развития ребенка, принципам первоначального воспитания и обучения малыша, организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье.
Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу.
Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы. Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.
Более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют наглядно-информационные формы развития психолого-педагогической компетентности родителей, которые включают в себя оформление информационных стендов, выпуск листовок, буклетов, раздаточных материалов для родителей. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.
Общаясь с родителями индивидуально, выявляются положительные личностные качества родителей, необходимые для сотрудничества, намечаются пути дальнейшей помощи семье, даются конкретные рекомендации по воспитанию ребенка. Такая форма работы предполагает дифференцированный подход, то есть работа с родителями основывается на некоторых индивидуальных особенностях семьи и ребенка.
Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», родительских собраний, дискуссий, детских праздников. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.
В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители :
• переосмысливают свою роль в воспитании детей,
• глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают,
• повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании,
• становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей.
Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей направленной на развитие их психолого-педагогической компетентности является - тренинг, цель которого показать на практике родителям степень понимания своего ребенка, помочь им глубже осознать свои отношения с детьми, ролевые функции членов семьи, мотивацию родителей на социально значимые семейные ценности; повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания; осознание ими своих потребностей и проблем. Это помогает родителям оценить различные способы взаимодействия и выбрать более удачные, заменяя нежелательные конструктивными.
Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный «треугольник». Основанием для оценки эффективности этого взаимодействия являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.
Наиболее легким и необременительным видом помощи являются консультации — шпаргалки для родителей.
Шпаргалка — это ведь так; для уверенности, а не для обязательного исполнения. Можно прочитать и подумать, но сделать все по-своему.
Чтобы использовать шпаргалки для работы с родителями, целесообразно
выбирать отдельные темы из предложенных, копировать и вывешивать их в
родительском уголке по одной. Если особенности семьи требуют от вас деликатного подхода к подаче информации, предложите родителям все тексты «в сборе», возможно, они самостоятельно найдут те шпаргалки, которые станут для них опорой. Например:
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Если ребенок кусается
Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая
это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы
продумать какие-то другие, более приемлемые действия.
Как предотвратить проблему
Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя
говорит: "Дай, дай". Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя
скажет: «Нет, нет». Это значит, Катя не хочет кушать». Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться — подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки. Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке» : «Это же больно!». Ваше лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много внимания.
Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно!». Если ребенок готов кусаться от отчаянья — у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: "Дай"». Если ребенок кусается в какое-то определенное время (перед сном или обедом) — подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжки.
Дела домашние, или обучение в естественных условиях
Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки или посещением группы. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации. Например, общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне. Что может получиться в результате?
• Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
• Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
• Поможем научиться терпению.
• Самым коротким и действенным путем научим важным домашним делам.
• Дадим понять, как заботимся о своей семье.
• Освоим современный способ обучения и развития ребенка — обучение естественным образом.
• Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным).
• Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.
«ВКУСНЫЕ СЛОВА»
Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно также поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.
«ОХОТА НА СЛОВА»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.) На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«ПОМОЩНИКИ»
Как можно одним словом назвать прибор, который. варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль?
«ГОТОВИМ СОК»
Образуем слово: «Из яблок получается сок. (яблочный, из груш — (грушевый, из слив, из свеклы, из капусты, из.». Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из. (моркови, редечный — из.»
В наше время родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в процессе воспитания детей, но не все понимают главный принцип родительской компетентности. Именно родители с раннего возраста детей закладывают основы характера ребенка, формируют особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья имеет свой взгляд на образовательный процесс, но каждая, в силу разных обстоятельств и даже в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи со стороны. Есть много трудностей в системе отношений «родитель-ребенок», что еще раз подтверждает, что в работе с родителями много нерешенных проблем. Для того чтобы оказать педагогическую помощь родителям, необходима системная работа педагогов с родителями, направленная на развитие их психолого-педагогической компетентности.
Поскольку родительская компетентность является многоаспектым личностным образованием, затрагивающим когнитивную, мотивационно- потребностную и поведенческую сферы, в ее становлении используются вариативные технологий, допускающие использование разных форм организации. При этом следует отметить, что успешность их применения во многом предопределяется многообразием их функционального назначения.