Татьяна Филиппова
Потенциал театрализованной деятельности в социальном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Потенциал театрализованной деятельности
в социальном развитии детей дошкольного возраста»
Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
Публикация «Потенциал театрализованной деятельности в социальном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В связи с этим проблема социального развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром становится не просто актуальной, но одной из самых важных.
Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Театрализованная деятельность имеет большое значение в социальном воспитании детей. Театр – это именно то общение, которое больше всего понятно ребёнку. Он не только воспитывает, но и улучшает отношения между детьми, что помогает избежать многих конфликтных ситуаций в будущем.
Я решила в своей работе по созданию условий для формирования положительных нравственных представлений детей о нормах социальных отношений и моделях поведения использовать знакомство с миром театра, который является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщение ребёнка к духовным ценностям.
ЦЕЛЬ: формирование социального поведения ребенка через театральную деятельность.
ЗАДАЧИ:
1. Закрепить у ребенка первоначальный интерес к театральному искусству;
2. Развить сферу чувств, соучастия, сопереживания, доброжелательного отношения, взаимопомощи и поддержки;
3. Активизировать познавательные интересы детей, расширить горизонты познаний;
4. Добиться свободного общения.
Читая и рассказывая русские народные сказки, ввожу детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Она помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира.
Театр, начиная с младшего возраста дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивать их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и др. Театрализация развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, является источником развития чувств и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
Перед педагогами возникают проблемы:
- Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
- Как заставить их душу трудиться?
-Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
-Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Считаю, театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Театральные игры социального направления оказывают большое значение на формирование положительного эмоционального фона.
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт возможность побуждать ребёнка к размышлению, выбору собственной позиции.
2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям среднего возраста предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться, но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», прочитав произведение «Живая шляпа», спросила у детей, было ли страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки и выбросить в мусорную корзину, объяснив куда уходит Страх.
5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
6. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
При этом важно учесть принципы:
1. Принцип развития индивидуальности каждого ребенка -
активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе работы ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т. е. действовать от своего имени.
2. Принцип личностно - ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности -
способствовать усвоению детьми социального опыта, т. е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение быть самостоятельным. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих саморазвитию.
3. Принцип деятельностной основы занятий –
выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
4. Принцип реальности и практического применения -
все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку, как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
5. Принцип систематичности и последовательности –
материал подбирается в определенном порядке, системе.
6. Принцип наглядности –
большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение театров, встреча с артистами, наблюдения в зоопарке за повадками животных, использование моделей, схем.)
7. Принцип комплексности работы –
театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей. Уважение к личности каждого ребенка.
8. Принцип интегративности-
все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по социальному развитию включается в целостный педагогический процесс.
В процессе социального развития формируются следующие личностные качества детей :
Коммуникативные качества:
• умение принимать себя и других;
• умение видеть в другом человеке его достоинства;
• эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
• знание культуры человеческого общения.
Коммуникативные навыки:
• накопление опыта положительного взаимодействия;
• умение находить общий язык;
• умение без насилия решать конфликты;
• навыки эффективного общения;
• умение выражать свое мнение публично;
• навыки коллективного взаимодействия;
• навыки взаимного уважения и признания;
Деятельностные качества :
- умение планировать свою деятельность;
- умение действовать в конфликтных ситуациях.
- умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в
паре, группе.
Общечеловеческие ценности:
- ценность семьи;
- ценность здорового образа жизни;
- знание и уважение народных традиций.
Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка.
Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
Формы взаимодействия работы с родителями:
• анкетирование;
• индивидуальные беседы;
• консультации по вопросам социально-личностного развития
• оформление наглядной информации;
• выставки и фотовыставки;
• совместная деятельность;
• день открытых дверей, дружеские встречи;
• помощь в изготовлении костюмов и декораций;
• участие в конкурсе: «Театральная семья»;
• привлечение к участию в досугах и развлечениях.
Заключение
Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.