Марина Гаврилова
Построение единого информационного пространства «Детский сад-семья» в период адаптации детей к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Построение единого информационного пространства «Детский сад-семья» в период адаптации детей к ДОУ
Мы живем в XXI веке, веке информации. Одним из самых значимых направлений в современном дошкольном образовании является использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прежде всего позволяют повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и его профессионализм. Информационно-коммуникативные технологии предоставляют возможность делиться своими мнениями, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото. Все это является очень важным и в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ. Перед педагогом детского сада, освоившим компьютерные технологии, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Публикация «Построение единого информационного пространства „Детский сад-семья“ в период адаптации детей к ДОУ» размещена в разделах
Семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только во взаимодействии они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. И детскому саду постоянно необходимо искать новые формы такого взаимодействия. Ведь современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Ситуацию можно изменить за счет включения семьи в единое информационно-образовательное пространство «Детский сад-семья».
Адаптация к дошкольному образовательному учреждению - сложный период, как для детей, так и для родителей. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому главная задача воспитателя в этот период - успокоить, прежде всего, взрослых. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Таким образом, прежде всего, необходимо сформировать доверие на уровне «педагог-родитель», расширить представление родителей о детском саде и своём ребёнке в коллективе сверстников. На основании всего этого в период привыканию к детскому саду (и в дальнейшем) возникает повышенная потребность в информации от дошкольного учреждения о жизни ребёнка в группе и его взаимодействии с педагогом, с другими детьми. Одним из путей решения этой проблемы как раз и служит единое информационное пространство.
Единое открытое информационно- образовательное пространство представляет собой особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплановое взаимодействие участников образовательного процесса родители-ребенок-педагоги.
Практика показывает, что очень часто одной из причин успешной адаптации малыша к новым условиям является готовность родителей осознанно совершить этот шаг – отдать ребёнка в ясли или детский сад. Но далеко не всегда эта готовность сформирована даже у зрелых родителей. Поэтому параллельно с адаптацией ребёнка необходимо помогать и родителям пройти этот кризисный временной промежуток. Из опыта работы продуктивным является следующий алгоритм:
1. Первичная общая встреча с родителями вновь поступающих детей; Форма работы, выбранная нами, родительское собрание, которое проводится обычно вначале мая, т. е. за 3 месяца до поступления ребенка в детский сад. Списки детей в Комитете образования к этому времени готовы, и мы приглашаем родителей. Посещаемость, обычно, бывает 99-100% родителей. Настроение родителей в начале собрания – настороженное. Ведь им предстоит отдать своих детей в «чужие руки». Зато расстаемся мы уже «родными, своими» людьми, у которых общая забота – наши дети. Решается вопрос психологической готовности родителей (доверие, информированность).
На первой общей встрече обычно присутствуют заведующая, педагог-психолог, медицинский работник, воспитатели младших групп. Знакомство с нашим детским садом у молодых родителей, чьи дети еще не посещают дошкольное учреждение, начинается с презентации «Наш детский сад» (прилагается).
Это позволяет молодым родителям составить представление о дошкольном учреждении: о его среде, психолого-педагогических кадрах, направлениях воспитательной деятельности – и дает возможность в дальнейшем определить, насколько это соответствует их стремлениям и потребностям в отношении развития и воспитания ребенка.
Анкетирование (анкета прилагается) позволяет родителям, отвечая на вопросы, задумываясь над ответами, увидеть пусть не проблему, но слабое место готовности своего ребенка к детскому саду. Анкеты обрабатываются, передаются для проработки воспитателям. Вопросы анкеты позволяют, уже принимая ребенка, знать о нем многое, что позволит грамотно строить общение и работу. Такая заинтересованность отражается на психологической готовности родителей, росте доверия к детскому саду. Главное – у всех родителей есть время поправить ситуацию. Анкетирование также позволяет выявить интересы малыша, узнать чем и как его можно отвлечь, развлечь, пристрастия в еде, каким ласковым именем его называют дома, как любит засыпать. Всё это помогает быстрее подобрать правильные методы помощи адаптации малыша к детскому саду. Важно знать, какие требования предъявляются к ребёнку в семье, его любимые занятия и игрушки, как и чем его можно отвлечь, умениями малыша, которыми мама гордиться, или наоборот исправить какой-то недостаток. Наказывают ли дома ребёнка, и как. Также необходимы сведения о составе семьи и ближайших родственниках, часто контактирующих с ребёнком. Ведь это может стать темой разговора с малышом в повседневной жизни.
Основная часть собрания – психолого-педагогические рекомендации. Родителям даётся объяснение о том, что необходимо знать особенности поведения детей в первые дни посещения яслей.
В конце собрания каждый родитель получает памятку – буклет (прилагается, в которой имеются:
Информация о сотрудниках, телефоны, электронную почту воспитателей, адрес сайта детского сада. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет [https://mdou96nvkz.ucoz.ru] предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Советы педагога – психолога о том, как грамотно подготовить ребенка к детскому саду (прилагаются).
Советы родителям о правильном поведении во время адаптации.
2. В августе происходит вторичная индивидуальная встреча с родителями (одним из них);
3. В период адаптации детей к детскому саду ведутся ежедневные наблюдение вновь поступивших детей и фиксация наблюдений (карта адаптации, прилагается);
ежедневное общение-консультирование воспитателей первой младшей группы;
организация информационного «круглого стола» для родителей вновь поступивших детей;
через 3-4 недели очередная индивидуальная встреча с родителями для обмена информацией и получения обратной связи.
4. Через несколько месяцев проводится родительское собрание «Итоги адаптации», на котором предоставляется видео и фотоотчёт об адаптационном периоде (прилагается).
На протяжении всего периода адаптации ведётся консультативная работа (возрастные особенности детей, кризис 3х лет, чего боятся дети и т. п.). Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей в приёмной и на своёй страничке на сайте. Творческое использование этих двух форм работы вместе позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Чтобы систематизировать содержание, можно расположить материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время их сменяемости. Так, в разделе «Чем мы занимаемся» кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы. На сайте выкладываются фотографии этих работ. Материалы раздела сменяются ежеквартально.
В разделе «Чем живет группа» воспитатели рассказывают, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Здесь же можно написать о том, какое участие в организации этих мероприятий примут родители, что и к какому числу нужно приготовить ребенку (например, посещение бассейна, подготовка к празднику). Материал этого раздела можно обновлять раз в месяц.
Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Содержание советов и рекомендаций целесообразно соотносить с тем программным материалом, который в данный момент дается детям в группе. В этом же разделе можно освещать лучший опыт семейного воспитания. Материалы этого раздела меняются раз в 2—3 месяца.
Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», предоставляющий ежедневные фотографии детей и рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились делать. Какая образовательная задача решается на неделе. Таким образом, весь материал уголка в группе и на страничке группы на сайте раз в квартал заменяется полностью.
Сложившаяся система работы по сопровождению детей и родителей в период адаптации и в дальнейшем способствует тому, что количество детей, проходящих период адаптации в легкой форме, увеличилось. Процент детей с нарушением состояния здоровья, вызванный адаптацией к дошкольному учреждению, значительно уменьшился.
В своей работе в период адаптации и первого года посещения ребё нком дошкольного учереждения мы используем следующие ИКТ-методы взаимодействия с родителями:
- на родительских собраниях фото и видеоотчёты (с помощью программы Picasa [https://www.softportal.com/software-4377-picasa.html] о повседневной жизни детей в группе, различные консультации с наглядностью
- оформление группового уголка и своей странички на сайте детского сада (гиперссылка);
- общение воспитателя с родителями в социальных сетях (Одноклассники [https://www.odnoklassniki.ru], в Контакте [https://vk.com]по телефону, электронной почте.
- сайт детского сада, где доступны следующие возможности:
- on-line консультации специалистов для родителей;
- виртуальная доска объявлений [https://mdou96nvkz.ucoz.ru/board].
Взаимодействие субъектов единого открытого информационно-образовательного пространства характеризуется динамичным развитием, а также большим потенциалом для сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивает позитивное изменение всех участников.
Созданная система работы в адаптационный период позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, с помощью использования информационно-коммуникативных технологий.
Таким образом, можно выделить преимущества использования информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии с родителями:
- обеспечение диалога воспитателя и родителей;
- индивидуальный подход к родителям детей;
- активное использование педагогами новых технологий в работе, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей;
- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, информацию родителям;
- оперативное получение информации;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой.
- активное участие родителей в жизни детского сада (регулярное посещение мероприятий, участие родителей в реализации проектов по благоустройству участков и оформлению групп ДОУ и т. д.)
- деятельность родителей по пропаганде и рекламе деятельности ДОУ в микрорайоне;
- наличие положительных отзывов о работе ДОУ.
Родители, реально и виртуально знакомясь с жизнью группы, видя усилия педагогов, направленные на воспитание и обучение их детей, сами начинают принимать активное участие в этом процессе. Доверие к педагогу рождает уверенность в том, что ребёнок находится в надёжных, профессиональных руках; это передаётся и ребёнку, и он с хорошим настроением идёт в детский сад, успешно адаптируется и социализируется в своём первом обществе.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогам-дошкольникам быть в курсе актуальных тенденций развития педагогической мысли, повышать собственную квалификацию, строить взаимодействие с субъектами воспитательно-образовательного процесса единое информационное пространство, что положительно отражается на качестве воспитательно-образовательного процесса