Полина Ножова
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения «По дороге в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида второй категории №5 «Звездочка»
г. о. Лосино-Петровский
Проект по адаптации детей раннего возраста
к условиям дошкольного учреждения
«По дороге в детский сад»
Автор проекта :
педагог-психолог
Ножова Полина Геннадьевна
Публикация «Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения „По дороге в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Проект
по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
«По дороге в детский сад».
Актуальность проекта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии, сказкотерапии, релаксации, пескотерапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Целевая группа : Дети младших групп и их родители.
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения;
• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Участники проекта : педагог – психолог, воспитатель, дети, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный (сентябрь-декабрь 4 месяца). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Этапы проекта :
1. Организационный этап:
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
• разработка анкет для родителей;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
• реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• презентация проекта для педагогов и родителей.
Работа с родителями:
• Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
• Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Работа с педагогами:
• Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
• Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
• Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
• Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Работа с детьми:
• Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
• Развитие культурно-гигиенических навыков.
• Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
• Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
• Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:
• элементы телесной терапии (обнять, погладить);
• слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
• релаксационные игры (песок, крупа) ;
• сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
• игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
• культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
• предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
• постепенное заполнение группы;
• гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
• информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
• осуществление систематического контроля за ребенком в группе ;
• наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье;
• протекание адаптации.
Перспективы деятельности к завершению проекта
• Накопленный интересный опыт по творческому проекту «По дороге в детский сад» будет использоваться и в дальнейшей работе. В дальнейших планах предусматривается приобретение оборудования для игр с водой «Водный мир», «Поймай уточку», а также комплект деревянных игрушек-забав.
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей, педагога-психолога и воспитателей.
План проекта
период Содержание
ответственные
Сентябрь - Заключение договора с родителями;
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
- Организационное родительское собрание;
- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;
- Анкета для родителей (социальная);
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
- Памятка для родителей «Первый день в детском саду»;
- Занятие «Божья коровка»
1. Приветствие Божьей коровки.
2. Игра «Поймай жучка».
3. Потешка «Божья коровка».
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Игра «Божья коровка и ветер».
6. Игра «Божья коровка и воробей».
- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка». Заведующая
администрация
воспитатели
педагог-психолог, воспитатели
педагог-психолог
педагог-психолог
педагог-психолог,
воспитатели
Октябрь - Консультация «Растим малыша здоровым»;
- Мини-лекция «Детская истерика»;
- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;
- Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»;
- Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»;
- Занятие «Кукла»
1. Приветствие.
2. Игра «Топ-Хлоп»
3. Игра «Дождик и солнышко»
4. Стихотворение «Непослушная кукла»
5. Потешка «по ровненькой дорожке»
6. Релаксация
- Занятие «Мячики»
1. Приветствие.
2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».
3. Игра «Найди мячик»
4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»
5. Игра «Наш мячик»
6. Релаксация «Мячики отдыхают»;
- Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик; пальчиковая игра «Пальчики» педагог-психолог
воспитатели
Педагог-психолог
воспитатели
Ноябрь - Консультация «Где моя большая ложка?»;
- Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»;
- Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Цветы на клумбе»;
- Занятие «Мыльные пузыри»
1. Приветствие.
2. Игра «Поймай пузырь».
3. Песенка «Ладушки - ладошки»
4. Игра «Надувайся пузырь»
5. Релаксация «Пузырьки»
6. Игра «Полетаем на пузыре»
- Занятие «Непослушные мышата»
1. Приветствие.
2. Игра «Наоборот»
3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»
4. Игра «Мышки и часы»
5. Упражнение «Это- папа – мышь…»
6. Релаксация «Мышки отдыхают»;
- Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш». Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Воспитатели
Декабрь - Консультация «В царстве упрямства и капризов.
Кризис трех лет.»;
- АРТ-терапия по подгруппам «Цветочная поляна»;
- Совместное занятие с родителями «Наш дружный сад»
- Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»;
- Занятие «Зайка»
1. Приветствие.
2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»
3. Потешка «Зайка серенький сидит»
4. Игра «Лиса и заяц»
5. Игра «Найди морковку»
6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»
- Занятие «Новый год»
1. Приветствие Деда Мороза.
2. Рифмовка «В нашей группе»
3. Стихотворение «Ель»
4. Игра «Заморозь»
5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»
6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»;
- Новогодний праздник «Здравствуй, елочка!»
- Диагностика адаптации к ДОУ.
Педагог-психолог
Воспитатели
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
воспитатели
Муз. руководитель
Воспитатели
Педагог-психолог
Воспитатели